Menu

Служба по надзору за недрами: "Роснефть" - главный тормоз экономического развития Нефтекумска

"Почему Нефтекумск замер в своем экономическом развитии? Да потому, что основной недропользователь НК «Роснефть» эксплуатацию ряда месторождений вообще приостановил, а некоторые использует лишь на 20 процентов возможностей. Это называется снимать пенки, не беспокоясь не только об экономическом самочувствии территории, но даже о состоянии собственной инфраструктуры. Трубопроводный комплекс предприятия находится в запущенном состоянии, поэтому обычным делом стали разливы нефти, в результате чего большие территории становятся безжизненными." - сказал на совещании о состоянии недропользования руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимир Нестерук.

20 марта у главного федерального инспектора по Ставропольскому краю А. Коробейникова состоялось совещание о состоянии недропользования в крае. Принявшие участие в обсуждении руководители и специалисты сошлись во мнении, что ситуация в этой сфере близка к критической.

Руководитель терагентства по недропользованию Сергей Мышенков оценил содержимое недр на Ставрополье в 56 млрд. долларов. У нас есть нефть, газ, минеральные воды, титан, цирконий, стекольные и строительные пески и многое другое. Однако это богатство надо еще научиться эффективно использовать.

Многочисленные ведомства, так или иначе отвечающие за состояние дел в отрасли, никак не могут поделить полномочия. «Я сделал два шага, дальше не моя ответственность», - примерно так рассуждают в каждом из них. Судя по содержимому наших подземных кладовых, мы могли бы жить на уровне Арабских Эмиратов. И чиновничий разнобой – далеко не единственная причина нашей бедности. Федеральное законодательство скроено по большей части так, что «сливки» от добычи ископаемых уходят по «холдинговой» или налоговой вертикали в Москву. А нам остается считать потери и дотации из центра на бедность. Еще «имеем» неурегулированность земельных вопросов и незаинтересованность местной власти в освоении богатств. А также неразбериху с лицензированием, правом собственности и т. д., и т.п. Вот такой клубок противоречий. Но даже при таком раскладе в ряде других регионов находят возможности развивать добывающую и перерабатывающую промышленность. У нас, как отмечалось на совещании, многообещающие проекты десятилетиями сохраняются в девственной нетронутости.

Пожаловался на жизнь и руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Владимир Нестерук. Внеплановый контроль запрещен, чтобы прийти с проверкой, надо иметь веские основания, а тем временем «букет» нарушений расцветает пышным цветом. Почему Нефтекумск замер в своем экономическом развитии? Да потому, что основной недропользователь НК «Роснефть» эксплуатацию ряда месторождений вообще приостановил, а некоторые использует лишь на 20 процентов возможностей. Это называется снимать пенки, не беспокоясь не только об экономическом самочувствии территории, но даже о состоянии собственной инфраструктуры. Трубопроводный комплекс предприятия находится в запущенном состоянии, поэтому обычным делом стали разливы нефти, в результате чего большие территории становятся безжизненными. Кто позаботится о их рекультивации? Вопрос, скорее, риторический. Потому что холдинг интересуют только собственные прибыли. А от уплаченных им налогов в краевой казне остается аж 6 процентов! Муниципалитеты, собственно говоря, на нужды города и района и вовсе ничего не получают, разве из краевой казны отщипнут толику. Надзор ставил вопрос о лишении «Роснефти» лицензии на разработку недр. Но дело это оказалось непростое: документ сей выдается на федеральном уровне...

Пробуксовка реформы самоуправления, отсутствие реальных полномочий у муниципалитета способны зарубить не один инвестиционный проект. Яркий тому пример – аховая ситуация на Бешпагирском титаноциркониевом карьере. Строительство горно-добывающего комбината, пояснил заместитель главы администрации Грачевского района Виктор Киреев, по-прежнему «упирается в земельные участки». Местная власть свое согласие дала на выделение соответствующих земель, но суд вынес решение в пользу собственников, не желающих отдавать нажитое за бесценок. Как зажечь свет в конце тоннеля, никто не знает, в том числе и инвестор, взявшийся за организацию добычи на карьере, - московская компания «Итера». По району ходят слухи, что, не добившись результата, «Итера» собирается продать карьер... Роману Абрамовичу. «А заодно и весь Ставропольский край», - прокомментировал сказанное главный федеральный инспектор А. Коробейников. В зале оживились, послышались смешки. А, в общем-то, и не смешно...

В Благодарненском районе, где залегают уникальные стекольные и строительные пески, и вовсе к решению проблемы их использования не приступали. Недостаточно хорошо управляемся мы и с уникальными запасами минеральной воды на Кавминводах. А источники радона и вовсе остались бесхозными: курортников того и гляди лишат эффективной лечебной процедуры. Некому заняться консервацией урановых рудников в Лермонтове, что ставит под вопрос чистоту и даже безопасность среды на уровне залегания вод.

Все согласились, что дела в сфере недропользования обстоят неудовлетворительно, поэтому следует подготовить «жесткую записку» в адрес правительства и Госдумы края. Надо учиться быть эффективными хозяевами на своей земле. Если сами не можем, должны съездить к соседям, в Краснодарский край, где, в частности, успешно действует программа муниципальных экономических зон в сфере освоения природных ресурсов, и каждое месторождение имеет свой «паспорт».


"Ставропольская правда"

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация