Menu

Прививка от безысходности

Трагические события в ауле Тукуй-Мектеб Нефтекумского района заставили правительство Ставрополья взяться за формирование позитивной повестки дня для жителей края. Разработали концепцию информационной политики, создали межведомственный совет по противодействию экстремизму... Только одними словами, ясно, народную жажду правды не утолить. Нужны реальные, ощутимые, зримые дела по улучшению жизни в депрессивных территориях Ставрополья, к которым в первую очередь относятся восточные районы.

Каждый мнит себя стратегом...

В Нефтекумском районе, где накануне побывал наш корреспондент, зреет недовольство властями в среде ногайского, коренного, населения, которое насчитывает, по официальным данным (правда, 2010 года), более 13 тысяч человек. Поводом послужило таинственное убийство жителя аула Тукуй-Мектеб 27-летнего Замира (Замирбека) Таибова, а затем последовавшее за ним убийство в ходе полицейской спецоперации 33-летнего уроженца аула Кара-Тюбе Алмаза Абдулнасырова.

Вскоре после первой смерти, спровоцировавшей два народных схода в Нефтекумском районе (на которые приехали даже ногайцы из соседнего Дагестана), в правительстве края решили взяться за формирование позитивной повестки дня. Уж давным-давно твердили чиновникам, что противодействовать провокаторам можно только с помощью грамотной, конструктивной, комплексной пропаганды (в нейтральном, а не «марксистском» смысле этого слова). 

Во-первых, 21 июля распоряжением врио губернатора Владимира Владимирова №252-рп была утверждена «Концепция информационной политики в системе исполнительной власти Ставропольского края». Документ, правда, по сути пустой: лишь общие фразы. Из конкретики – только упоминания о том, что должны быть разработаны и приняты некие «мероприятия, направленные на создание условий для развития отрасли массовых коммуникаций... развитие государственных информационных ресурсов Ставропольского края». А сегодня их лишь три: это издательский дом «Периодика Ставрополья» (объединяющий районные газеты), «Ставропольское телевидение» и газета «Ставропольская правда».

Правда, руководитель лишь одного из этих трех медиа-рупоров правительства, главный редактор «Ставропольской правды» Михаил Цыбулько, оказался в составе нового органа, созданного при правительстве края буквально спустя несколько дней после событий в Тукуй-Мектебе. Речь о межведомственном Совете по информационному противодействию экстремизму и терроризму, образованному 17 июля постановлением врио губернатора края №282-п.

Его возглавил вице-премьер, курирующий вопросы общественной безопасности, Юрий Скворцов (в недавнем прошлом заместитель начальника краевого управления ФСБ). Вошли в состав совета пресс-секретари ключевых «силовых» ведомств Ставрополья: прокуратуры (Людмила Дулькина), ФСБ (Владимир Попов), полиции (Евгений Арнаутов) и Следственного комитета (Елена Гришко). Из государевых мужей в составе совета также руководитель краевого управления Роскомнадзора Дмитрий Поляничев, а также преподаватели вузов, журналисты, чиновники...

Задачами нового органа, если верить распоряжению губернатора, будут: мониторинг социально-политических процессов в крае, в том числе потенциально «взрывоопасных» ситуаций и оперативное реагирование на них. На заседания совета обещают приглашать «внешних» экспертов, которые специализируются на борьбе с терроризмом и экстремизмом. Не к счастью, а к сожалению, на Ставрополье сейчас таких множество – но тут уж работает принцип: «Каждый мнит себя стратегом...»

Безнадега – тюрьма народов

Третий знаковый документ, быстро появившийся на свет после резонансных событий в Тукуй-Мектебе, – этот поправки в принятый еще в марте 2011 года, когда губернатором края был Валерий Гаевский, «Порядок осуществления действий, связанных с реагированием на критические материалы в отношении органов исполнительной власти Ставропольского края, опубликованных в средствах массовой информации». Поправки сугубо косметические. Но факт их появления важен тем, что Владимир Владимиров хотя бы вспомнил об этом документе. Признаться, о существовании которого не знал даже автор этих строк, 15 лет каждодневно занимающийся политической журналистикой.

Не хочется верить, что «реанимация» этого документа – всего лишь предвыборная пиар-игра на публику: дескать, мы же на критику, товарищи, умеем реагировать. Владимиров как умный политик понимает, что без системы «обратной связи» с населением все его потуги по наведению порядка на Ставрополье заведомо провальны.
твитнуть цитату отправить в vkontakte

​В любом случае, можно создавать множество межведомственных советов и разработать стопку концепций. Но любая пропаганда должна строиться на реальных, зримых, ощутимых делах власти.

В комментарии к статье о бедственном положении ногайского народа в Нефтекумье блогер «Кавказской политики» Бек Беков так и написал: «Проедьте от села Абрам-Тюбе до Кара-Тюбе и посмотрите, какие дороги, где живут ногайцы и как они живут? Ни в одном селе из десяти нет асфальтированной дороги! Вот оно лицо руководителей и их отношение к этому народу!»

А разве лучше житье-бытье в селах русских, туркменских, армянских, даргинских?! Безысходность – слово, которое точнее всего подходит для всего востока Ставрополья. А «прививкой» от этой безысходности могут стать только решительные действия властей. Способно ли на это нынешнее руководство края и страны – об этом говорили на недавней коллегии краевого Минсельхоза, посвященной социальному развитию села.

«Матрешка» ест бюджет

Выступал на коллегии с докладом замминистра сельского хозяйства края Юрий Сербин. По его словам, село на Ставрополье – это становой хребет: здесь проживает почти 43% населения, а на сельские населенные пункты приходится 92% всех муниципалитетов края. Удивил собравшихся на коллегию оптимистичными цифрами: мол, сегодня в крае в сфере АПК реализуется (или планируется к скорейшей реализации) более 100 инвестиционных проектов общей стоимостью более 200 млрд. рублей. Приоритетные сферы – это птицеводство, овощеводство открытого и защищенного грунта, мясное и молочное скотоводство, виноградарство и садоводство...

Для ставропольского села, говорит Сербит, сегодня характерна избыточность рабочей силы, то есть не хватает производств. Тут же можно добавить – как не хватает и социальной инфраструктуры, которая бы «задерживала» коренное население. В Москве, кажется, эту проблему видят: в 2003 году была принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Социальное развитие села», которая «работала» ровно десять лет. Строились разводящие газовые и водопроводные сети (на Ставрополье, соответственно, 250 и 20 километров), артезианские скважины (6), для молодых специалистов строили и покупали жилье (214 тысяч кв.м для 2700 семей)... Но достаточно сказать, что за десять лет удалось обеспечить жильем лишь треть от всех нуждающихся на селе в улучшении жилищных условий.

С января заработала принципиально новая ФЦП под названием «Устойчивое развитие сельских территорий», которая рассчитана не в пример предыдущей лишь до 2020 года. На Ставрополье для ее реализации правительство приняло подпрограмму в «большой» краевой программе «Развитие сельского хозяйства». Итак, за шесть ближайших лет в крае должно быть построено 140 километров распределительных газовых сетей, 266 километров локальных водопроводов, а также 132 тысячи кв.м. жилья.
твитнуть цитату отправить в vkontakte

Тришкин кафтан выставят в Instagram

Лишь в этом году на «устойчивую» программу из краевого и федерального бюджетов выделяют 375 млн рублей. Следом – еще больше. Но даже при этом, вдумайтесь, лишь к 2020 году газифицировано будет 92,5% сельских домов, а питьевой водой надлежащего качества обеспечат 82,5% сел! Но ведь, судя по цифрам статистики, снова получается эдакий тришкин кафтан. Например, недавно «Ростелеком» объявил, что до конца года построит 190 километров оптоволоконных сетей, чтобы подключить к высокоскоростному Интернету почти 40 тысяч жителей местных сел. Да, они бы и рады лазать в «Твиттере» и «Инстаграме»... если бы знали, что такое газ и питьевая вода.

Новая федеральная программа, похоже, составлялась людьми, которые за пределы МКАД вообще в жизни не выезжали. Вот пример: до конца нынешнего года «льготное» жилье на селе получат 84 семьи работников АПК и «социалки». А это в полтора раза меньше, чем было год назад. Почему?!

Да потому, что порочен сам принцип распределения субсидий на покупку или строительство жилья, предусмотренный работающей с нынешнего года новой ФЦП. В прежние годы сельские специалисты покупали жилье на вторичном рынке, где предложения избыточны, да и цены вполне «подъемные»: в среднем по сельским районам края 13,7 тысяч рублей за «квадрат» (в то время как стоимость строительства более чем в два раза дороже и составляет 24,6 тысяч рублей за квадратный метр). А в нынешнем году социальная выплата положена только специалистам, которые хотят купить квартиру не «старше» пяти лет. Увы, не то что периферийных селах, но даже и в райцентрах найти такие «моложавые» многоквартирные дома нереально.

Большинство региональных Минсельхозов, согласовывая проект федеральной программы, писали в Москву, что пресловутый «пятилетний» срок просто погубит важное государственное дело. Но федеральный министр Николай Фёдоров стоял на своем, искренне считая, что тем самым он стимулирует жилищное строительство на селе. Ну да, туда девелоперы прямо очередями выстраиваться будут! Минсельхоз Ставрополья этим антинародным, глупейшим требованиям сопротивлялся до последнего. Во время визита в край Николая Федорова ему говорил об этом и врио губернатора Владимир Владимиров, и первый зампред правительства Николай Великдань. Но федеральный чиновник уперто стоял на своем: пятилетний «лимит» покупки жилья не повысим, и всё тут!

Темпы реализации программы (а по простому: строительства инженерных сетей и дорог на селе) после принятий новой ФЦП снизились и по другим причинам. Теперь, получая даже копеечку из Москвы, муниципалитеты обязаны проводить федеральную экспертизу проектно-сметной документации. То есть необходимо заручиться подтверждением сметной стоимости объекта и его мощности, чем сейчас занимается исключительно один орган на два федеральных округа – Ростовский филиал Федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России». Ну можете представить, уважаемый читатель, какие там нынче очереди. А заодно и посудите: на словах или на деле власть заботится, чтобы жизнь в селах Ставрополья улучшалась.

Кавполит

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация