Горькая доля Горькой Балки
Ставропольчане, впрочем, не против ею поделиться: по восточной части края проходит множество каналов, получающих подпитку из Отказненского и других водохранилищ. Полвека назад была разработана так называемая схема «Терек», предусматривающая переброску воды в объеме пяти кубов в секунду соседям. Тогда этот вопрос уже был решен на уровне Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР и ДАССР.
К строительству канала приступили не сразу. Лишь в начале 90-х он пересек границу Ставрополья с Дагестаном. И вот тогда начались проблемы: массовый замор рыбы на участке реки длиною около тридцати километров до самой границы с соседями. Как писала тогда «Ставрополь-ская правда», экскаваторщики настолько углубили русло Горькой Балки, что имеющаяся выше по течению вода с большой скоростью начала «спадать» вниз, в тот самый желанный канал. Начали мелеть и исчезать разливы, гибнуть от мелководья все живое.
Чтобы спасти положение, тогдашнее руководство райисполкома в срочном порядке дало команду сделать подпорную дамбу для подъема уровня воды. Уменьшил забор «своих» кубов соседний рыбхоз «Восход», закрыли на несколько дней задвижки садоводам, огородникам и бахчеводам. В общем, предприняли все возможные меры, чтобы спасти то немногое, что осталось в живых в столь экстремальных условиях.
Помнится, бывший председатель райисполкома, а ныне председатель Госдумы края Юрий Гонтарь делился своими впечатлениями от увиденного с вертолета:
- Летал я вдоль так называемого Ногайского тракта до самого села Кочубей, что в Дагестане. Нельзя было смотреть спокойно из иллюминатора на то, что натворили мелиораторы с природой. Вдоль бывшего русла реки – ничего живого, ни единого зеленого островка, остались солонцовые блюдца с потрескавшейся землей…
В итоге не дали нефтекумчане в начале 90-х ввести Горькую Балку в глубокое русло искусственного канала. Для них, живущих в районе не один десяток лет, наглядный пример – соседняя река Кума. Ее в советское время тоже «облагородили». Вырыли по руслу канал аж до самого Каспийского моря. И реки не стало, не стало пойменных разливов, многочисленных животных. А сюда, рассказывают, приезжал на охоту даже царь Николай II…
Почему сегодня, спустя 15 лет после публикации статьи в «СП», вновь приходится говорить о горькой доле Горькой Балки? А потому, что история повторяется. Мелиораторы соседней республики, а точнее, кочубеевский «Мелиоводхоз» - снова взялись за осуществление проекта, предусматривающего уничтожение русла реки. И стоило только у Богдановского моста в Нефтекумском районе им углубить первые сто метров, как в округе от плавней остался сухой камыш. Не так давно его кто-то поджег. В огне погибли фазаны, а дикие кабаны с молодняком спасались бегством.
- В нашем районе Горькая Балка – единственная река, и ту непродуманными действиями хотят уничтожить, - рассказывает председатель правления общества охотников и рыболовов Нефтекумского района Александр Печковский. – Есть закон, который запрещает нарушать среду обитания диких животных и птиц, но строители и проектировщики о нем, видимо, не ведают. Мы просили показать экспертное заключение природоохранных органов по поводу строительства канала. Но нам его не показали. Возможно, что его вообще нет.
Заместитель начальника отдела по надзору в сфере природопользования на территории КМВ Управления Росприроднадзора по СК Татьяна Жуплей сообщила, что к ним поступило множество жалоб от жителей Нефтекумского района по поводу строительства канала по Горькой Балке. И они занимаются этим вопросом.
Кстати, осенью прошлого года правлению общества охотников и рыболовов показали новый проект. Тогда нефтекумчане внесли свои замечания по очистке русла Горькой Балки, предложения, обязывающие кочубеевский «Мелиоводхоз», прежде чем приступить к работе на территории района, соорудить переливное уровневое устройство в низовье реки, защитную дамбу, чтобы поддерживать определенный уровень воды. При таком условии не нарушится среда обитания живого мира, не погибнут птицы, занесенные в Красную книгу России, не будет заморов рыбы.
Однако документ с поправками, принятый и утвержденный во всех инстанциях, оказался далеко не таким, как надеялись и ждали нефтекумчане. Он предусматривает строительство канала длиною 37 километров. Говорится в нем и о том, что под реализацию проекта уже выделены средства в объеме 59 миллионов рублей. Но… Пожелания и замечания о строительстве уровневого устройства, защитной дамбы были проигнорированы.
Строители пересыпали канал земляным валом - и вся недолга. Вал под напором воды постоянно прорывается, и обмеление реки началось.
- Но зачем строить канал, вредить природе, если воду можно «перегонять» в соседнюю республику по имеющейся реке? – спрашиваю директора кочубеевского «Мелиоводхоза» Таймаза Магомедова, прибывшего в район по поводу возникшей напряженности между жителями и строителями.
- Тогда река будет подтапливать в низинах населенные пункты, кошары, - ответил он.
Присутствующие при разговоре рыбаки, охотники отстаивали свою точку зрения.
В низинах можно соорудить дамбы, не дать тем самым исчезнуть реке с географической карты.
Гость неоднократно повторял: де, я всего лишь исполнитель, что предусмотрено проектом, то и буду выполнять. Понимай так: канал и только канал позволит фермерам и сельхозпредприятиям Тарумовского, Ногайского, Кизлярского районов Республики Дагестан напоить тамошнюю выжженную степь желанной влагой, получить на сенокосных угодьях зеленую траву для развития животноводства.
Нелегкий разговор между конфликтующими сторонами завершился в кабинете заместителя главы администрации Нефтекумского районного муниципального образования Николая Гаврюшенко. Он сказал однозначно:
- Решая разумно производственные задачи, надо сохранить этот уникальный уголок природы.
Ибо, как утверждают специалисты, в зимнее время по Ногайскому тракту вода из водохранилищ подаваться не будет, и все, что еще сегодня обитает в Горькой Балке, погибнет.
В настоящее время строительство канала приостановлено. Однако нет никакой гарантии, что проблема не возникнет вновь, сообщает "Ставропольская правда".