Убитые боевики Ногайского джамаата жили в Каясуле и собирали с местных фермеров «дань на джихад»
Боевики, собирая деньги «на джихад», буквально затерроризировали фермеров Нефтекумского района. Они собирали дань, угрожая сжечь дома, уничтожить посевы или отравить скотину. Подобные инциденты происходят в районе регулярно, поэтому от ваххабитов люди предпочитали просто откупаться. Платили им не только частники, но даже крупные хозяйства. На собранные средства боевики приобретали оружие и взрывчатку. А поскольку работы в Нефтекумском районе практически нет, но немало проповедников ваххабизма, лидеры местных боевиков легко привлекали в свои ряды новых участников.
В ночь на 10 апреля в Ставропольском крае сотрудниками ФСБ и МВД были убиты девять участников Ногайского джамаата из Нефтекумского района. Костяк нынешнего состава местного джамаата был сформирован еще два года назад при участии лидера дагестанских боевиков Магомедали Вагабова, организовавшего в 2010 году теракты в московском метро. Участники спецоперации утверждают, что молодые люди, которых удалось нейтрализовать, готовили новые теракты на майские праздники.
Как пишет «Коммерсант», местом для проведения первого этапа спецоперации 9 апреля оперативный штаб выбрал участок трассы Ачикулак—Буденновск, на котором и днем бывает немного машин. Засада, чтобы не спугнуть боевиков, была замаскирована под передвижной пост ГИБДД. Около 22:30, когда на дороге появилась белая «Лада Приора», в которой, по оперативным данным, передвигались боевики, один из переодетых в полицейскую форму спецназовцев попытался ее остановить. Машина попробовала проскочить мимо, и ее тут же расстреляли из нескольких стволов. Досмотр «Приоры» потом показал, что стреляли не напрасно. Убитые жители Нефтекумского района Мурат-Али Байбулов, Руслан Абдулкаримов, Заирхан Аджимусаев и Муратхан Нурлунбаев имели при себе автомат Калашникова, пистолет и гранаты. А в багажнике их машины находились два самодельных взрывных устройства общей мощностью более 5 кг в тротиловом эквиваленте, снаряженные поражающими элементами.
По информации Национального антитеррористического комитета, боевики ехали в Минеральные Воды, где должны были присоединиться к остальным членам группы. Двухкомнатную квартиру в пятиэтажке на Железнодорожной улице, 18, где находились остальные боевики, спецназ блокировал около двух часов ночи.
Как рассказали очевидцы, поздно ночью силовики вывели жильцов четвертого подъезда, а затем предложили блокированным сдаться. В ответ раздалась стрельба. Со слов жителей соседних домов, бой продолжался больше двух часов. «Мы сначала подумали, что кто-то устроил фейерверк, но, когда раздались автоматные очереди и взрывы гранат, поняли, что к чему»,— рассказала жительница дома Светлана.
В перерывах между перестрелками с боевиками пытались вести переговоры. На место привозили родственников боевиков, однако даже они не смогли уговорить их сдаться.
Затем, видимо, от детонации боеприпасов в квартире, где находились боевики, начался пожар, который перекинулся на верхний этаж. Этот момент боевики посчитали удобным для прорыва. Они попытались вырваться наружу, бросив в сторону спецназовцев несколько гранат-«хаттабок». Взрывы вреда никому не причинили, а сами метатели гранат были убиты ответным огнем. «Двое успели добежать до улицы, но их там вроде бы захватили»,— рассказала жительница из соседней пятиэтажки. Однако эту информацию в СКР официально не подтвердили.
По данным СКР, с места боестолкновения было изъято пять автоматов Калашникова, пистолет, большое количество боеприпасов и гранат. По неофициальной информации, в одном из гаражей возле дома находился склад взрывчатки, которую боевики собирались использовать для организации терактов. Во всяком случае ближе к полудню от дома удалили всех любопытных, объявив, что должна проехать машина с взрывчаткой.
Погибшие боевики были опознаны как Эльдар Битаев, Адильбек Батыров, Фазиль Темиров, Равиль Салемиев и его жена Аминат Ажимурзаева. Все они являлись жителями аула Каясула (Овечий Ключ) и входили в так называемый Ногайский джамаат боевиков. Жилье на Железнодорожной улице, ставшее штаб-квартирой группы, арендовали два ее участника, представившиеся хозяевам студентами.
Лидером уничтоженной группы являлся выходец из Дагестана Эльдар Битаев. С мая 2011 года он находился в федеральном розыске как потенциальный смертник. Вместе с ним полиция искала Батырова и Темирова. Все трое подозревались в попытке подрыва в сентябре 2010 года электрички, следовавшей из Минеральных Вод в Невинномысск. Мощности бомбы, сделанной боевиками из селитры и алюминиевой пудры, к счастью, оказалось недостаточно для того, чтобы пустить поезд под откос,— диверсия обошлась без жертв и пострадавших.
Позже оперативникам удалось задержать несколько человек, причастных к подрыву электропоезда, в том числе некоего Равиля Насырова, который назвал заказчиком теракта известного дагестанского полевого командира Магомедали Вагабова. Напомним, что в марте того же 2010 года Вагабов отправил в Москву двух смертниц, которые взорвали себя в поездах на станциях метро «Парк культуры» и «Лубянка». Жертвами взрывов стали 40 человек. Вскоре после этого сам Вагабов и его ближайшие соратники были убиты сотрудниками ФСБ в Дагестане.
Вторая группа из жителей Нефтекумского района, к созданию которой был причастен тот же Вагабов, в 2010 году успела совершить теракт в Пятигорске, а также готовила взрывы в Ставрополе и Железноводске. В октябре 2010 года часть ее участников была убита сотрудниками ФСБ на той же трассе Ачикулак—Буденновск, где в минувший понедельник была проведена последняя спецоперация. А в конце марта в Ставропольский краевой суд было направленно расследованное СКР дело задержанных боевиков. Среди них оказался Анварбек Амангазиев, жену которого Зейнап Суюнову новый лидер дагестанских боевиков Ибрагимхалил Даудов вместе со своей женой отправил в Москву — взрываться на новогодних гуляньях 2011 года на Красной площади. Даудова убили в 2012 году.
По данным ФСБ, находясь в розыске, Битаев, Батыров и Темиров перебрались из Ставропольского края в Дагестан, где вместе с местными боевиками участвовали в нападениях на силовиков в Кизлярском районе. В Ставрополье они вернулись только в марте, приступив к подготовке терактов, которые, как полагают оперативники, должны были произойти в майские праздники.
Оперативники, работающие в Нефтекумском районе, рассказали, что, несмотря на отсутствие Битаева, его боевики, собирая деньги «на джихад», буквально затерроризировали местных фермеров. Они собирали дань, угрожая сжечь дома, уничтожить посевы или отравить скотину. «Подобные инциденты происходят в районе регулярно, поэтому от ваххабитов люди предпочитали просто откупаться»,— сказал источник. По его словам, платили им не только частники, но даже крупные хозяйства. На собранные средства боевики приобретали оружие и взрывчатку. А поскольку работы в Нефтекумском районе практически нет, но немало проповедников ваххабизма, лидеры местных боевиков легко привлекали в свои ряды новых участников.