Menu

Кому мешают дагестанские чабаны на Нефтекумье?

В 60-х годах на Ставрополье для работы в колхозах и совхозах приглашали овцеводов из Дагестана. Они помогли создать в крае племенное стадо овец - северокавказских мериносов. Чабанов обеспечивали жильём и пропиской, как правило, рядом с кошарами. Таких мест работы и проживания пастухов в крае более двух тысяч. Но в последнее время неспокойно живется животноводам в восточных районах края.

Как сообщает ГТРК "Ставрополье", в 60-х годах на Ставрополье для работы в колхозах и совхозах приглашали овцеводов из Дагестана. Они помогли создать в крае племенное стадо овец - северокавказских мериносов. Чабанов обеспечивали жильём и пропиской, как правило, рядом с кошарами. Таких мест работы и проживания пастухов в крае более двух тысяч. Но в последнее время неспокойно живется животноводам в восточных районах края.

Магомед Мирзагаджиев приехал в Курский район сорок лет назад. За это время вырастил десятки тысяч овец, не раз награждался почетными грамотами, был победителем соцсоревнования, награжден золотой медалью ВДНХ, почетными грамотами. Но районный суд решил: предоставленный ему в 70-е годы дом, в котором сейчас живет его семья из 12 человек, признать нежилым, на основании этого регистрацию аннулировать.

"Хотим работать, но нам не дают, - говорит чабан. - Чиновничий беспредел по Ставропольскому краю, говорят - уходите, Тогда 50-60 лет нужны были, а сейчас не нужны?", - недоумевает Магомед Мирзагаджиев.

ГТРК "Ставрополье" попыталась встретиться с главами муниципальных районов, где проживают овцеводы. В ответ глава Степновского  муниципального района Алексей Семенюк по телефону посоветовал нам не общаться с животноводами, назвав их "проходимцами". Глава администрации Нефтекумского района Михаил Товчигречко от встречи отказался.

Глава Курского района Сергей Калашников в этих проблемах видит исключительно вину самих же чабанов.

"Они же хотят всё нахрапом. Я говорю, - вот то, что вы таким нахрапом делали всё это время, вот из-за этого у вас всё и получается - криками, возгласами, всё остальное. А изначально делали бы всё по закону, и было бы всё нормально", - говорит Сергей Калашников.

В Нефтекумском районе под угрозой лишения регистрации около 700 человек, в Курском более ста, в Степновском районе в ближайшее время лишатся регистрации более 160 человек. Прокуратура и суды исполняют закон однозначно - в нежилом помещении не должны жить люди. Есть соответствующее постановление правительства.

У ГТРК "Ставрополье" возникает вопрос: но не сами же люди в 60-е годы ставили себе в паспорта штампы о прописке? Ведь делала это официальная власть. А сегодня представители власти в поселке Красный Маныч Туркменского района после судебного решения об аннулировании регистрации, выставили на улицу семидесятивосьмилетнего кавалера трех орденов Трудовой Славы вместе с женой. Ветеран работал в совхозе с 1968 года.

Как рассказывает фермер Вали Мамаев, после того, как Сулейман Муртузалиев лишился жилья и регистрации, он в знак протеста вернул все свои награды, которые заработал за все эти годы.

В Нефтекумском районе в селе Махмуд-Мектеб решением суда лишен регистрации и Магомед Ахмедов вместе со всей семьёй. В своём доме он прожил 35 лет. Что теперь делать дальше - ни он, ни его семья тоже не знают.

По словам прокурора Степновского района Сергея Бабичева, в настоящее время в соответствии с Жилищным законодательством проживание и регистрация в нежилых помещениях просто-напросто запрещены.

"В связи с чем прокуратурой района уже подготовлен и направлен ряд исков о признании факта регистрации незаконными. Мы признаем только тот факт, что регистрация произведена незаконно. Ни о каком выселении речь не идет", - подчеркнул прокурор.

Специалисты утверждают - при таком раскладе в ближайшее время существование овцеводства в крае будет под большим вопросом: чуть ли не 99% овцеводов в крае - выходцы из Дагестана. В этой непростой ситуации с одной стороны - животноводы - заложники чиновничьих решений 60-х, с другой - закон сегодняшнего дня, который надо соблюдать. И кстати, как тогда понимать статью 40-ю конституции России, что "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища".

Так что же происходит?

По мнению политолога, сопредседателя общественной палаты Курского района Виктора Тимофеева, это идет рейдерский захват этих кошар.

"Но он более циничный, чем рейдерский захват каких-то там фабрик, заводов, - говорит Виктор Тимофеев. - Дело в том, что захватываются не только кошары, но и дома, где проживают уже десятки лет чабаны и их дети".

По его словам, в захвате и перепродаже этих кошар заинтересованы определенные лица.

"Они получают на этом огромные прибыли. И сегодня ситуация очень напряженная", - отметил Тимофеев.

Ситуацию наблюдатели рассматривают по-разному, но все сходятся в одном - требуется крайне деликатное участие краевых и районных властей, которые должны снять напряжение. Национальную подоплеку пока здесь никто всерьёз не рассматривает, но попыток разыграть и национальную карту исключить нельзя, если в ближайшее время не найти реальных путей решения вопроса. А они должны быть найдены.

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация