Menu

Страсти нефтекумского ДРСУ

"Открытая газета" пишет о жительнице Нефтекумска Татьяне Черновой, для которой попытка получить положенные при увольнении из ДРСУ документы обернулась приговором по уголовной статье.

Право же, не устаешь удивляться тому, за какие «грехи» может схлопотать «уголовку» простой гражданин, даже до мозга костей законопослушный. И как легко сечет головы своим разящим мечом наша провинциальная Фемида, не сильно углубляясь в разбор, кто прав, кто виноват.
Вот вам для иллюстрации простенькая история, начавшаяся с обычного в нашей жизни начальничьего хамства, от которого даже полный флегматик закипит и забулькает, как перегретый чайник. А уж тем более, если его сознательно, намеренно, цинично про-во-ци-ру-ют.
Представьте, что человек уволился с работы, а значит, ему тут же должны выдать документы, необходимые для устройства на новое место или для постановки на учет в службу занятости. Но это по закону.
А если дело происходит там, где руководитель и подпевающая ему «команда» сводят счеты с бывшей подчиненной, женщиной, матерью солдата, который сегодня защищает Родину, профсоюзной активисткой, не раз «достававшей» требованиями не топтать трудовые права своих работников, что тогда?!
А то, что руководитель и его подпевалы начинают измываться над работницей, просто-напросто издеваться над ней, не выдавая положенных документов, не визируя заявлений: попрыгай, мол, голубушка, побегай, высунув язык, пока волком не взвоешь...
А теперь от рассуждений перейдем к конкретике. Именно в такой ситуации оказалась жительница Нефтекумска Татьяна Чернова, которая, исчерпав лимит нервов, времени, терпения на попытки заполучить положенные при увольнении из местного ДРСУ документы, вызвала сюда милицию. Но даже в присутствии сотрудников правопорядка нарвалась на тот же хамский прием, после чего, по утверждению ее самой и двух сотрудников милиции, расстроенно обратилась к последним: «Разве может здравомыслящий и трезвый человек так вести себя в присутствии женщин и милиции?»
Ух, что тут началось! Вместо того, чтобы поставить точку в тупом и бессмысленном конфликте начальника ДРСУ с подчиненной да разойтись, пусть и не полюбовно, но с миром, обслуживающий предприятие нефтекумский адвокат Владимир Кадочников, человек, как выяснилось позднее, очень ранимый, конфликт этот пустил по новому кругу.
Он посчитал, что, «руководствуясь мотивами мести за свое увольнение» из ДРСУ, Чернова обвинила его в пьянстве на рабочем месте. Но не просто оскорбился, а сочинил заявление в мировой суд с требованием привлечь Чернову к уголовной ответственности за клевету.
Чтобы понять, почему Кадочников столь болезненно отреагировал на безобидную реплику бывшей коллеги, надо сказать об их встрече в Нефтекумском районном суде, состоявшейся полгода назад. А произошло вот что: тогда вдумчивый судья Татьяна Белова восстановила Чернову в должности диспетчера государственного унитарного предприятия «Нефтекумское ДРСУ».
Поводом для увольнения Черновой послужила череда приказов о наложении на нее дисциплинарных взысканий, для которых - и это установлено судом - не было ни малейших оснований. Более того, суд распорядился взыскать в ее пользу зарплату за время вынужденного, по вине работодателя, прогула, а также компенсацию морального вреда, судебные расходы и госпошлину. А интересы ДРСУ на суде неудачно представлял как раз Владимир Кадочников.
Почему всевластному директору госпредприятия Степану Абрамову приходилось методично прессовать какого-то там диспетчера, ведь мог бы, например, просто чуть-чуть припугнуть увольнением, что в условиях депрессивного Нефтекумска равно бытовой драме? Вопрос этот судье Беловой праздным не показался.
А дело в том, что больше половины из 18 лет добросовестной работы на предприятии Чернова в статусе профсоюзного лидера отстаивала права своих коллег, в том числе бесцеремонно нарушенных тем же Абрамовым. Ее воля, принципиальность, последовательность не позволили дэрсэушному начальству вытирать ноги о рядовых работников.
Меньше чем за год работы в должности директора, Абрамов пять раз получал решения Нефтекумского районного суда в пользу незаконно уволенных им работников. Его неправовые действия обернулись для государственного унитарного предприятия ущербом более чем в 120 тысяч рублей. В прошлом году прокуратура Нефтекумского района проверила факты нарушения Абрамовым трудового законодательства и привлекла его к административной ответственности.
Ну мог разве Абрамов простить неуемному профлидеру такой «наезд» на свое монопольное право увольнять, сокращать, наказывать?! Он и не простил, развязав против Черновой травлю. Сначала уволил, хотя без согласия вышестоящего профоргана сделать этого не мог. 20 сентября 2007 года Нефтекумский суд под председательством Татьяны Беловой восстановил Чернову на работе, а следом Абрамов вновь ее «сократил». Поступок гонористого начальника нельзя расценивать иначе как злоупотребление служебным положением. Но и это сошло ему с рук.
Растеряв здоровье и силы в бесконечной борьбе с самоуправством, впервые за многолетнюю профсоюзную деятельность Чернова не стала оспаривать незаконное собственное увольнение. Отчаялась, решила уйти.
Загодя созвонившись с секретаршей директора, пришла на предприятие за справкой о зарплате и расчетным листом, чтобы зарегистрироваться на бирже труда.
Однако документы Черновой не предоставили, заявление о их выдаче зарегистрировать отказались, в приказе об увольнении расписаться не дали. На просьбу Черновой подписать заявление на выдачу документов директор отреагировал агрессивно: «А-а-а, заявление тебе! Да я тебя!..»
Испугавшись, Чернова выскочила из директорского кабинета и вызвала милицию. На место прибыли двое участковых, но тут вмешался адвокат Кадочников, который горячо ударился в полемику с милицией. Тут-то Чернова и обронила фразу о здравомыслии и трезвомыслии, зацепившую вспыльчивого юриста.
Визировать заявление Черновой, требовавшей передать ей необходимые документы, по-прежнему категорически отказывались, после чего она вынуждена была обратиться в прокуратуру - подпирали сроки регистрации на бирже труда.
В прокуратуре вопрос решили положительно, но следом уже саму попросили объясниться в связи с жалобой, поступившей от Кадочникова: мол, Чернова находится в сговоре с сотрудниками милиции, которые подтверждают именно ее показания относительно содержания обидевшей его фразы.
Кадочников решил проучить «обидчицу», обратившись в мировой суд. Но и Чернова в свою очередь, возмущенная наветом, написала встречное заявление.
Пока в прокуратуре не спеша размышляли, что делать с оригинальным заявлением Кадочникова, мировой судья четвертого участка Нефтекумского района Свиридов объединил в одно дело оба заявления - Черновой на Кадочникова и Кадочникова на Чернову. А потом в оперативном порядке оправдал Кадочникова и вынес обвинительный приговор в отношении его «обидчицы».
Судья признал Чернову виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 129 УК РФ («Клевета»), и назначил ей штраф в размере 2,5 тысяч рублей. Честь, достоинство и деловая репутация адвоката Кадочникова были судьей решительно восстановлены и надежно - по-мужски - защищены от женщины, требовавшей от самоуправного начальника всего лишь соблюдения закона.
По всей видимости, разбирая дело, судья Свиридов руководствовался лишь чистой арифметикой: на стороне Кадочникова выступило аж десять свидетелей, а на стороне Черновой - двое. Весьма , конечно, далеко это от процессуальной, да и житейской логики. Скажем, «Открытая» совсем недавно писала о юном учителе из Светлограда, убийцу которого отмазывали почти с десяток его дружков-лжесвидетелей.
Выходит, кто громче будет орать и организует толпу «свидетелей», тот априори для суда и прав будет?! Тогда зачем нужны суды, законы, соблюдение процессуальных норм, всякие там презумпции невиновности? Давайте, как в древности: пусть все решает рев толпы, которую можно известными способами настроить, как надо!
Судья Свиридов не захотел исследовать ни одну из причин травли активистки руководством ДРСУ, что в своем решении учла его коллега судья Белова. Но в первую очередь он не захотел принимать во внимание, что причиной конфликта было грубейшее нарушение конституционных прав сотрудницы ее работодателем, который, по сути, намеренно провоцировал женщину, оставшуюся без средств к существованию.
Как прокомментировали эту ситуацию эксперты-юристы «Открытой», судья обязан был вынести частное определение в адрес руководства ДРСУ, защищая реальное нарушение прав работницы.
Он же, не имея абсолютных доказательств того, кто кому что сказал, положил в основание приговора собственное убеждение, руководствуясь своими правосознанием и совестью, впаял штраф безработной женщине и «статус» уголовницы. После чего Чернова надолго заболела - сказались бесконечные мытарства, голодовка в знак протеста против нарушения ее трудовых прав.
Чернова не имеет средств, чтобы нанять себе адвоката. Ее права в апелляционной инстанции - Нефтекумском райсуде - защищает сегодня председатель краевой организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Галина Пасечник.
Защищая Чернову во всех судах, уже второй год ездит Галина Николаевна почти еженедельно на судебные заседания в Нефтекумск, накручивая по 600 км пути. Она единственная, кто защищает члена профсоюза, замордованного зарвавшимся начальником.
А вот краевое Министерство дорожного хозяйства и непосредственный начальник Абрамова - директор Буденновского МДРСУ Антон Прокопенко - игнорируют затяжную, позорную историю травли рядовой работницы чиновником, которому ни суды, ни закон не указ. Раз игнорируют, значит поддерживают, «крышуют» Абрамова, что ли?!
Между тем сейчас при рассмотрении дела в апелляционном суде Нефтекумского района выясняется масса деталей, которые мировой судья Свиридов, скопом рассмотревший сразу оба дела, «не заметил», проигнорировал.
Например, такое. На момент судебного разбирательства Кадочников числился адвокатом Адвокатской конторы Нефтекумского района. А потому, согласно ряду статей УПК РФ, в отношении него применяется особый порядок возбуждения уголовного дела, требующего согласия прокурора. Будь это требование закона соблюдено, то прокуратура, ознакомившись с делом, скорее всего и указала бы суду на правовую несусветность притязаний Кадочникова. Но судья Свиридов и Кадочников, не афишировавший статус адвоката, «сами с усами».
Может, поэтому Свиридов даже не предпринял попытки в судебном заседании установить личность подсудимого. И как после такого ждать объективного рассмотрения дела?!
Мировой судья обошел стороной «мотивы для мести», которых у Кадочникова было куда больше, чем у Черновой, выигравшей суд о ее восстановлении на работе. Не учел, что конфликт в стенах ДРСУ вполне мог быть спровоцирован сотрудниками бухгалтерии и лично Кадочниковым по настоянию директора, а все свидетели на процессе со стороны «пострадавшего» находятся в финансовой зависимости от работодателя.
В апреле этого года Кадочников предпринял очередной ход, пытаясь через Нефтекумский районный суд взыскать с Черновой 70 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда и потерянного времени.
В исковом заявлении Кадочникова клокочут жуткие страсти-мордасти, тут вам весь набор существенных нравственных страданий: подрыв авторитета, серьезные переживания, чувство беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне, депрессия, плохое настроение и самочувствие, нарушение сна...
От «запредельной скромности» Кадочникова, запросившего всего-то 70 тысяч за такой ужасающий нервный букет, аж дух захватывает.
Повторимся еще раз: в ближайшее время аппеляционая жалоба Татьяны Черновой на приговор мирового судьи Свиридова рассмотрит Нефтекумский районный суд (судья Антонина Исайкина). Хочется надеяться, что на этот раз возобладает иное, чем у судьи Свиридова, правосознание, и Черновой удастся высвободиться из жерновов откровенной глупости и доносительства, искусно сконструированных чиновными мстителями Нефтекумского ДРСУ и раскрученных мировым судом.
А в дополнение хотелось бы поделиться еще одним грустным рассуждением. В связи с вышеописанным все отчетливее понимаешь, почему судебные процессы у нас длятся многими месяцами и годами, почему столь низка квалификация судей и еще ниже, на наш взгляд, уровень их правосознания.
Можно ли думать иное, если возникают подобные описанному «громкие» уголовные процессы буквально на пустом месте, да еще с перспективой выхода на уровень Верховного суда.
Ну когда Ставрополье перестанет поражать весь просвещенный мир?!

 

Олег Парфенов,

"Открытая газета"  

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация