Нефтекумский ОМОН несет службу без выходных
Со дня трагических событий в ауле Тукуй-Мектеб минуло два года. Тогда в двух частных домах на улицах Кирова и Мира сотрудники милиции блокировали группу боевиков.
На предложение сдаться они ответили огнем. Местность оцепили войсками, а бойцы спецподразделений взяли штурмом дома, в которых прятались боевики.
Участковый в Тукуй-Мектебе спит в бронежилете
Во время боя в Тукуй-Мектебе были убиты 12 боевиков, еще нескольким удалось скрыться (позже некоторые из них были убиты в Дагестане и в Нефтекумске). В ходе боестолкновения погибли семь сотрудников правоохранительных органов, в их числе три нефтекумских омоновца.
- Это горькая и невосполнимая потеря для нас, - говорит командир нефтекумской оперативной роты ОМОН ГУВД по СК Николай Букшин. - Мы помним ребят и не забываем их родных, потому что знаем: случись с нами беда - они так же не оставили бы наши семьи.
Во вторую годовщину гибели Владимира Горбова, Андрея Силина и Владимира Бубнова все свободные от дежурств и заданий бойцы ездили на кладбище помянуть сослуживцев. С цветами и венками на место сражения в Тукуй-Мектеб из Ставрополя отбыла оперативная группа.
У мемориального камня ждали местные милиционеры. После возложения цветов они посидели немного вместе с омоновцами и разъехались по служебным делам. В ауле с того памятного дня произошло мало изменений. Разве что народу стало меньше - уезжают из Тукуй-Мектеба.
- Кто в Москву на заработки, кто насовсем, потому что тяжело здесь без работы, да и неспокойно у нас, - рассказал участковый уполномоченный Абдулсалам Тукуев. - Народ сидит по домам без дела и порой пускается во все тяжкие.
Да и боевики расслабляться не дают. У участкового на постоянной готовности табельный пистолет, автомат с четырьмя рожками патронов, а бронежилет он не снимает даже во время сна. Абдулсалам вызвался показать места сражений и познакомить с пострадавшими в боестолкновении местными жителями. С улицы Кирова все уехали - разрушенные дома восстанавливать не стали. На Ленина у ворот встречают супруги Рахметовы. Глава семьи Енали показал новые хоромы, построенные на деньги, полученные в мае прошлого года за утраченное жилье. Правда, прежний дом был четырехкомнатный, а в новом их всего три. Но все же лучше, чем сидеть без крыши над головой. Его супруга Беклыхан рассказала о том, что очень бы хотела получить и компенсацию за уничтоженную мебель. По ее словам, незадолго до тех событий они приобрели для дочери спальный гарнитур, диван, кресла, шифоньер, а после штурма даже кружки целой не осталось. В доказательство своих слов показала валяющиеся у фундамента прежнего дома остатки от зарядов миномета "Шмель".
Ее соседи через дорогу заново строиться не стали. Как рассказала Раиса Русина, на полученную компенсацию приобрели себе хатенку в небольшом селе недалеко от Ставрополя. Пока они обитают в приспособленном под жилье гараже, и как только оформит пенсию глава семьи Юрий Акимович, то уедут из Тукуй-Мектеба.
Обещанная краевыми властями программа хозяйственного и социально-культурного развития восточных районов Ставрополья хорошо работает только по развитию личных подсобных хозяйств. Банки выдают кредиты на приобретение местными жителями крупного рогатого скота и овец.
- Это очень ощутимая поддержка, - рассказал глава муниципального образования Тукуй-Мектебского сельского совета Беголи Аджениязов. - Народ сам себя обеспечил работой. Но столкнулись с проблемой: теперь есть мясо и молоко, но некуда это продавать. Хотел бы открыть в Тукуй-Мектебе или Абрам-Тюбе торгово-закупочный кооператив, в котором бы работали местные жители, но пока не знаю, как можно организовать это дело.
Боевики действуют в Нефтекумском и соседних с ним районах
То, что Нефтекумский район стал родным домом для моджахедов, уже не новость. Об этом не один год говорится на заседаниях совета безопасности края. На территории Ставрополья давно обосновались экстремистские подпольщики, занимающиеся пропагандой и вербовкой местных жителей в отряды боевиков.
Что движет ногайскими моджахедами? Вряд ли страх или деньги, как любят писать российские СМИ. В аулах Нефтекумья повальная безработица и уровень жизни XIX века - в некоторых аулах нет даже газа и телефона, некоторые дома без электричества. У молодого человека из нефтекумских аулов выбор будущего невелик. Учиться не на что, работать негде. Либо прозябать всю жизнь как большинство сельчан, считая последние копейки, либо попытаться что-то самому изменить с оружием в руках. Эта молодежь и попадает под влияние наставников из местного подполья, которые организуют им образование в духе религиозного экстремизма и сепаратизма, а также обеспечивают оружием и боеприпасами, которые в больших количествах привезены из Чечни.
Наверное, большая часть новоиспеченных боевиков Нефтекумья и их пособников служат не из-за денег - ими движет частично безысходность, частично религиозный фанатизм, частично идеи ногайского сепаратизма, укрепившиеся в ногайском ареале еще в начале 1990-х годов. Пример тому - во время боя в Тукуй-Мектебе, когда раненный моджахед вылез из развалин дома и сообщил что сдается. Подойдя к группе военных, он бросил гранату, взрыв которой убил его и троих военнослужащих. Вряд ли такое можно сделать из-за денег.Боевики в Нефтекумском районе хорошо обеспечены оружием - в Тукуй-Мектебе они использовали автоматы, пулеметы, гранатометы. На кошарах, в частных домах, в степи нефтекумская милиция регулярно находит тайники с оружием и боеприпасами. Наверняка еще немало этого "добра" спрятано в подвалах и тайниках у многих "мирных сельчан" Нефтекумского района.
Одни экстремисты скрываются в аулах и селах Нефтекумского района, другие находятся в соседних районах Чечни и Дагестана. По словам сотрудников спецподразделений, одни прячутся у родственников, другие у незнакомых людей, к которым ворвались в дом и под страхом смерти приказали кормить и лечить. Боевики вымогают деньги и заставляют работать "стукачами" - докладывать о любом передвижении милиционеров и военных, представителей власти.
- Им не хватает информации для объективного восприятия действительности, у них нет надежных каналов связи между собой, - говорят омоновцы. Об этом позаботились сотрудники правоохранительных органов. С помощью специальной прослушивающей аппаратуры они засекают переговоры бандитов, вычисляют места их обитания и ликвидируют. Теперь ваххабиты ни мобильными телефонами, ни радиостанциями не пользуются.
Уже несколько дней бойцы нефтекумской оперативной роты ОМОН ГУВД по Ставропольскому краю совместно с сотрудниками других подразделений районного ОВД проводят в этих местах специальные оперативно-разыскные мероприятия. Параллельно с поиском боевиков они предотвратили несколько десятков правонарушений, раскрыли грабеж и задержали преступников с поличным.
Алексей Новиков, полковник милиции, командир ОМОН ГУВД по Ставропольскому краю:
- Уже несколько лет бойцы нашей нефтекумской оперативной роты трудятся без выходных. Они просто фанаты службы. Радует, что вернулись в строй ребята, которые долгое время находились на лечении после ранений, полученных во время спецоперации в Тукуй-Мектебе. В целом оперативная обстановка в районе стала гораздо спокойнее. Это прежде всего связано с тем, что на сопредельных территориях Дагестана и Чеченской Республики основательно взялись за боевиков. Общими усилиями мы их "додавим". Сил и средств хватает, нужна только поддержка местного населения - в этом мы сейчас испытываем большую потребность.
Павел Лиманов, глава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края:
- Сейчас в рамках программы развития восточных районов решаются вопросы газификации аулов Махмуд-Мектеб и Кунай. С привлечением средств краевого бюджета голубое топливо получили 98 процентов нефтекумцев. Остались три сельсовета, но и там уже идет подготовительная работа. Что касается мер предосторожности, мы их отрабатываем на заседаниях совета по общественной и экономической безопасности, куда помимо силовиков приходят главы поселковых администраций, представители образования, культуры и духовенства. За минувшие два года проделана большая работа по нейтрализации членов незаконных вооруженных формирований.
С использованием материалов "Российской газеты"