Дагестанские хозяйства оспаривают изъятие у них пастбищ в Нефтекумском районе
Сельскохозяйственные предприятия Дагестана продолжают судебную тяжбу с органами местного самоуправления Ставропольского края по поводу земель отгонного животноводства, находящимися в восточной части Ставрополья.
Сельскохозяйственные предприятия Дагестана продолжают судебную тяжбу с органами местного самоуправления Ставропольского края по поводу земель отгонного животноводства, находящимися в восточной части Ставрополья. Об этом пишет дагестанский еженедельник "Новое дело".Дагестанские колхозы и совхозы стали получать пастбищные земли в Ставропольском крае в 1940-е годы. В общей сложности по состоянию на 2010 год хозяйства Дагестана использовали 57,2 тыс га пастбищ, преимущественно в восточных районах. В 1994 году Ставропольский край перевел зимние пастбища, находящиеся на территории Нефтекумского района, в фонд перераспределения этого района. Несмотря на данное постановление, использование ставропольских зимних пастбищ дагестанскими хозяйствами продолжалось. Однако в июне 2009 года 20849 га пастбищ в Нефтекумском районе, ранее использовавшиеся дагестанцами, были переданы в аренду юридическим и физическим лицам Ставропольского края. Данное решение было оспорено дагестанскими хозяйствами в суде. В феврале 2011 года арбитражный суд первой инстанции в иске отказал. Сейчас 16-й Апелляционный арбитражный суд начал рассмотрение дел об изъятии у дагестанских хозяйств отдельных участков.
Как отмечает "Новое дело", суд первой инстанции обосновал свой отказ в иске тем, что у дагестанских хозяйств, десятилетиями пользовавшихся пастбищами, не было надлежащим образом оформлено право собственности на эти земли. Газета приводит аргументы против этой позиции суда. Также "Новое дело" напоминает, что вопрос о сохранении ставропольских пастбищ за "фактическими землепользователями" поднимался в письме главы Дагестана Магомедсалама Магомедова президенту РФ Дмитрию Медведеву. В письме Магомедова жаловался на то, что ставропольские власти передают участки новым арендаторам. "Новое дело" приводит и резолюцию Медведева по письму Магомедова, вынесенную 30 ноября 2010 г.: "С. Е. Нарышкину, А. Г. Хлопонину. Проработайте варианты решения проблемы".
Автор статьи в "Новом деле", дагестанский журналист и эксперт Магомед Абдурашидов, считает, что изъятие пастбищных земель у дагестанских хозяйств может приобрести политическое звучание. "Власти Ставропольского края не хотят понимать очевидного факта - Дагестан находится в составе России и именно поэтому потерял аварские, цахурские и лезгинские земли, отданные Азербайджану (имеются в виду земли этнических дагестанцев, проживающих в северной части Азербайджана). Если они хотят пересмотреть земельные отношения, возникшие в период СССР, однобоко ущемляя Дагестан, то почему бы не поднять вопрос и о праве Ставропольского и Краснодарского краев на земли Кавказа, завоеванные в имперских колониальных войнах XIX века ценой геноцида кавказских народов?" - пишет Абдурашидов.
Отдельно комментируется в статье то, что суд не учел факт уплаты дагестанскими сельхозпредприятиями налога на землю. "Наши предприятия платили налог на землю, в частности за спорные земли отгонного животноводства, в инспекцию Федеральной налоговой службы РФ №4 и №5 по Республике Дагестан. Суд сделал вывод, что должны были платить в Ставропольском крае, но, в принципе, Дагестан и Ставропольский край - территория России, и платили они в федеральную налоговую структуру".
NG.ru
Отметим, что Ставрополье и Калмыкия - основные регионы, где дагестанские хозяйства имеют пастбищные земли. Предоставление Дагестану пастбищ привело к значительной миграции дагестанцев, в первую очередь этнических даргинцев, в эти регионы. В 2006 году между правительствами Дагестана и Калмыкии заключено соглашение по использованию 101,2 тыс. га отгонных пастбищ сроком на пять лет. Как заверял ИА REGNUM источник в правительстве Дагестана осенью 2010 года, проблем с пролонгацией данного соглашения возникнуть не должно. Тот же источник в тот же период времени утверждал, что и по вопросу о пастбищах на Ставрополье "открытого конфликтного противостояния не наблюдается".