Menu

Пытаясь спасти Кавказ, власть обращается к казакам

Ситуация на Северном Кавказе ухудшается с каждой неделей. Если не сейчас, то скоро можно будет говорить об агонии. Именно по этой причине власть обратилась к казакам и пытается использовать их в целях «стабилизации обстановки». Но это «обращение» очень напоминает подготовку участи, - как образно выразился один из делегатов Круга ТКВ в Пятигорске, - «московских ополченцев октября 1941-го года».

30 октября 2010 года в Театре оперетты города Пятигорска состоялся Большой Круг реестрового Терского Казачьего Войска. Это было юбилейное мероприятие, посвященное двадцатилетию возрождений ТКВ. Из-за возможности терактов, Круг походил в режиме строжайших мер безопасности. Все делегаты прошли предварительную проверку по информационной базе силовых служб, число делегатов от округов было сокращено, была урезана часть мероприятий запланированных вне помещения театра. Несмотря на усиленные меры безопасности, мероприятие собрало более 800 делегатов и гостей.

В работе Большого Круга приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Александр Хлопонин, Председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель руководителя администрации Президента РФ Александр Беглов, губернатор Ставропольского края Василий Гаевский, атаман реестрового ТКВ Василий Павлович Бондарев, Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Александр Хлопонин прибыл на Круг уже в ходе его работы, примерно через 15 минут после открытия, а вскоре после своего выступления и получения звания «приписного казака Терского войска», уехал.

В докладе атамана ТКВ Василия Павловича Бондарева были отмечены основные этапы процесса возрождения Терского Войска в течении последнего двадцатилетия. В своем выступлении атаман Бондарев отметил боевой вклад терских казаков-добровольцев из 694 мотострелкового батальона имени Ермолова, воевавшего в составе Российской армии в период Первой Чеченской войны. Все присутствовавшие в зале почтили память погибших казаков из «ермоловского» батальона. Но в выступлении атамана не прозвучал момент, что формирование и боевая деятельность «ермоловского» батальона это, по сути, единственное реальное дело за все двадцатилетия существования возрожденного ТКВ. А так же не прозвучала информация, что батальон, вскоре после его превращения в реальную боевую силу, был расформирован без объяснения причин.

После отчетного выступления, Василием Бондаревым было оглашено решение о присвоении полномочному представителю Президента Российской Федерации по Северо-кавказскому федеральному округу Хлопонину Александру Геннадьевичу звания «приписного казака Терского войска».

Затем слово взял полпред президента РФ по СКФО Александр Хлопонин. В своем выступлении он, обращаясь к присутствовавшим на Круге делегатам, поблагодарил их за то, что они оказали ему честь, приняв в свои ряды. Александр Хлопонин произнес слова присяги «Служу России, Терскому казачьему войску и Господу Богу», после чего ему был вручены кинжал и шашка, удостоверение казака и Серебряный Крест «За возрождение Терского казачьего войска».

В последовавшем затем своем выступлении Александр Хлопонин коснулся более серьезных вещей. Он отметил, что «возрожденное терское казачество должно стать опорой мира и стабильности на Кавказе». Именно казачество, «с его традициями служения России может и должно быть примером для всех в деле укрепления российской государственности в регионе. Должны быть расширены полномочия и права реестрового казачества, ему будет дана возможность в качестве силового ведомства бороться с терроризмом в регионе». Однако, чтобы достичь этого результата, нужно провести обширную организационную работу. Пока же «эта работа ведется неудовлетворительно».

Отметил Хлопонин и такой важный момент: казаки практически не представлены в местных органах власти из-за «противодействия местных элит». (Изредка «проверенных на лояльность», атаманов делают депутатами местных парламентов. С условием говорить, что «у нас все замечательно»).

Но и сами казаки, по словам Хлопонина «не спешат выращивать кадры» в своей среде, «не проявляют необходимой воли и желания быть представленными в органах госвласти». В этом плане полпред наметил некоторые направления организационной работы. На первом этапе будущей работы должна быль проведена работа по реальной поддержке казачества, то есть должны будут созданы, «независимые от местных властей структуры, со своей системой управления и организационного воспроизводства».

На втором же этапе нужно «обратиться к нему (казачеству) для решения тех проблем, которые есть на Северном Кавказе». То есть, в планах, «нововозрожденное» казачество станет инструментом госвласти для стабилизации положение в регионе. Отмечено в выступлении полпреда было и то, что казаки должны «не стесняться озвучивать свои проблемы во время рабочих встреч с полпредом, и эти проблемы будут совместно решаться». Из состава ТКВ так же должна быть так же сформирована «единая база кадрового резерва», из которой «подготовленные профессиональные кадры» будут выдвигаться на государственно-административные должности.

После Александра Хлопонина выступил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, заместитель руководителя администрации Президента РФ Александр Беглов, он зачитал делегатам Круга приветствие Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В данном приветствии так же прозвучала, но в более обтекаемой форме мысль о том, что развитие и процветание казачества должно происходить в результате совместной работы, когда власть создает широкие возможности для проявления низовой инициативы, а казаки делом доказывают верность российскому государству и своим традициям.

Делегатов Круга приветствовал так же губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский. В его выступлении было много бравурно-оптимистичной информации. Так он, отметил, что «на сегодняшний день в 30-тысячном Терском казачьем войске ставропольцев больше половины». По мнению Гаевского «Казачье движение выбралось из правовой и организационной неразберихи, поднялось до государственного реестра и стало реальной социальной силой, влияющей на процесс стабилизации жизни в регионе. И казаки уверенно пишут свою историю в 21 веке». Отмечалось наличие и развитие системы «казачьего образования», и т.п. Выступление Гаевского вызвало несколько странную реакцию у делегатов Круга, как-то к бравурному оптимизму они не были склонны. Скорее наоборот. Как говорили потом делегаты, особого оптимизма у населения Ставрополья нет, все боятся, что включенный состав СКФО край повторит судьбу казачьих районов левобережья Терека некогда включенных в состав Чечни. (Такая позиция ставропольских делегатов Круга выглядит вполне обоснованно, что показали последние события в Зеленокумске).

После выступления губернатора Ставрополья делегатов приветствовал Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Он зачитал поздравление Кругу и от имени патриарха Русской Православной церкви Кирилла и вручил подарок Терскому Войску, - икону Донской Божьей Матери. В выступлении владыки Феофана, (как и ранее полпреда Хлопонина), высказывалось пожелание возрождения традиции многодетности. Только многодетная семья может быть достойной опорой казачьим традициям и даст возможность «закрепиться на земле предков». В дальнейшем работа юбилейного круга пошла по накатанной колее. Награждения, приветствия, марширующие по сцене кадеты, концерт фольклорного ансамбля.

Примечательным был один момент. Бывший в середине девяностых атаманом Терского Войска генерал-майор Владимир Константинович Шевцов, во многом личными усилиями которого и был создан «ермоловский батальон», обратился к руководству ТКВ и СКФО с необычной просьбой. Он сказал что ему, потомственному казаку, офицеру и атаману, живущему в городе Прохладном стыдно жить на улице носящей имя Якова Свердлова, - организатора и вдохновителя геноцида казачества в период гражданской войны. И он, генерал Шевцов, просит содействия в переименовании улицы носящей имя столь одиозной фигуры.

Праздничный юбилейный Круг ТКВ завершился, но все же особо радостной атмосферы не наблюдалось. В отличии от предыдущих подобных мероприятий для делегатов (многие поделали многочасовой путь в транспорте и потом около 5 часов сидели в зале) не было устроено никакого, даже легкого угощения. Очевидно из-за экономии, чтобы не давать повода говорить, что « Кавказ жирует».

14 ноября состоялось еще одно примечательное мероприятие, на котором довелось побывать автору статьи. В городе Прохладном Кабардино-Балкарской республики состоялся Большой Круг Терско-Малкинского отдела реестрового Терского казачьего войска, посвящённый его двадцатилетию. Одновременно отмечалось 245-летие города. На празднично украшенной центральной площади города было произведено построение казаков. С приветственной речью поочередно выступали атаман реестрового ТКВ Василий Бондарев, атаман Терско-Малкинского отдела Николай Любуня и его заместитель казачий полковник Александр Волошин, председатель правительства КБР Виктор Меркулов, федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО по КБР Алексей Вербицкий и председатель парламента КБР Ануар Чеченов. Работа круга продолжилась в здании Дворца Культуры, где глава правительства КБР Виктор Меркулов зачитал приветствие Кругу от президента КБР Арсена Канокова . Меркулов в выступлении отметил, что в КБР готовится ряд законодательных актов призванных усилить роль казачества в общественной жизни республики. В дальнейшем выступали атаман ТКВ Бондарев, зампредседателя правительства КБР Иван Гертер, руководство г. Прохладного и Прохладненского района, благочинный православных церквей Кабардино-Балкарии о. Валентин. Прошла церемония награждения. Ряд казаков в честь двадцатилетия ТМКО, получили наградные кинжалы, иконы, грамоты. Общий тон выступлений был оптимистичный, никаких, даже малейших тревожных нот не звучало.

Затем был дан концерт фольклорных коллективов и праздничный обед, на котором все жители города могли отведать картофельного супа, гречневой каши и водки местного производства.

Примечательным является факт демонстративного ненаграждения кандидата исторических наук Эдуарда Бурды, который помимо многолетних исследований по истории Кабардино-Балкарии и терского казачества в целом, лично организовывал 1990 году первую возрожденную казачью общину в станице Пришибской (городе Майском). Причиной демонстративной немилости казака-ученого является, очевидно, тот факт, что он отошел от характерных для руководства ТМКО восторженно-бравурных оценках ситуации в КБР, и в своих публикациях и интервью, особенно в общероссийских СМИ, осмелился высказать реально-объективную оценку ситуации в республике.

Некоторые итоги.

В 2006 году автор данной статьи писал: «Причиной нынешнего (имелось ввиду «обращение к казачеству» тогдашнего полпреда по ЮФО Дмитрия Козака) поворота кремлевских властей к казачеству, является, по выражению Козака, «подобная подземному пожару» ситуация на Кавказе. «Возрождение казачества» - это та соломинка, за которую пытается в этой ситуации ухватиться нынешняя власть. Никакого альтруизма или особой любви к казачьему населению у нынешних российских властей не просматривается».

Это писалось четыре года назад. Но слова эти вполне могут быть и написаны и сейчас, с заменой Козака на Хлопонина. Только «подземный пожар» стал гораздо более глубоким, обширным и страшным.

Желание нынешнего полпреда «поднять казачество» понятно. Ситуация в СКФО близка к катастрофе. Власть полпреда Хлопонина, как и его предшественника Дмитрия Козака, по сути, символическая. Ситуация им неконтролируема. Никаких реальных механизмов воздействия, как на своенравные местные элиты, так и на северокавказское общество у Хлопонина нет. Впору вспомнить о казаках.

За последние двадцать лет казаки слышали много обещаний. К примеру, им была обещана программа возвращения в казачьи районы левобережья Терека и Сунжи. Где сейчас эта программа? Кто-либо о ней вспоминает? Как и о якобы созданной в Чечне «Дубовской казачьей национально-культурной автономии».

Терское казачество гибнет. Ситуация на местах, в том числе и на Ставрополье, вполне характеризуется как катастрофическая. В некогда казачьем Сунженском районе Ингушетии теперь казаков нет вообще. Даже в декоративном виде. В декоративном виде есть терское казачество в Чечне. Но это «казачество» представляет собой «пустое множество» - «казачество без казаков», - русское и казачье население в Чеченской республике практически (кроме пограничной станицы Ищорской и, в очень малой степени, Наурской) практически отсутствует.

В Дагестане казаки, живущие триста лет в Кизлярском и Тарумовском районах, насчитывают сейчас примерно 1500 человек… Загнанные в станицы-гетто и город Кизляр казаки Дагестана лишены возможности нормально существовать: традиционное земледелие практически уничтожено, как и рыболовство на Тереке и Каспии. Массовая миграция горцев на равнину, бесконтрольное хищническое скотоводство, отсутствие элементарнейших норм законности в повседневной жизни - вот удел казаков Дагестана. В конце июля 2010 года, исчерпав все другие методы борьбы, терские казаки из Кизлярского и Тарумовского районов Дагестана вышли на митинги в центре столицы республики Махачкалы. Но эти «митинги отчаяния» остались практически без внимания центральных СМИ. Однако после Круга 30 октября, возможно лично Александр Хлопонин, решил помочь дагестанским Казакам. И вот 3 ноября решением правительства республики Дагестан «на поддержку казачества» выделяется 15 миллионов рублей сроком на 3 года.

Тактику «целебных денежных обертываний», опробованную на кавказских республиках ныне пытаются применить к терскому казачеству. 5 миллионов рублей выделяются на поддержку реестрового казачества в Северной Осетии.

На Ставрополье выделяют немалые деньги на строительство в городе Новопавловске культурного центра с несколько странным названием «Душа казачьей культуры».

Но можно ли решить сложнейший клубок социальных, экономических, культурно-религиозных, правовых и иных проблем только одними деньгами? Да и дойдут ли до реальных казаков эти деньги? Техника «целевого освоения» центральных денежных потоков на Кавказе давно и очень хорошо освоена…

А проблем много. В РСО-А власти отказали в открытии казачьей гимназии. А вот грузинская и другие, помимо осетинских, национальные школы Владикавказе существуют. В КБР убивают атаманов, на глазах улыбающейся милиции кастетами избивают русских школьников, а на недавней переписи переписчики, ссылаясь на некие инструкции, отказывались фиксировать в переписных листах национальность «терский казак». В КЧР горят христианские храмы…

Недавние события в Зеленокумске показали, что вопреки бравурной речи губернатора Гаевского то, что реально творится на Ставрополье.

В реальности на Ставрополье ни власть, ни казачество не могут воспрепятствовать распространению терроризма и дерусификации юго-восточных районов края. Не могут власти так же обуздать агрессивно-сплоченное «тихое наступление» армянских и карачаевских нацдиаспор в районе Кавминвод, против чего так же пытались не раз протестовать казаки.

Не могут власти Саврополья навести элементарный порядок в отношении обнаглевших гостей-джигитов с удостоверениями и без оных, которые устраивают звериные развлечения на улицах ставропольских городов. Население края снова, как до последней Чеченской войны начинает жить в страхе.

Жизнь в СКФО для ставропольцев ассоциируется с возможной судьбой казаков в Наурском, Щелковском и Сунженском районах. «Нас бросают под Кадырова», - такие слова приходилось слышать не раз.

Что же хотят власти от казачества на Кавказе. Силовой поддержки? Но возможно ли сейчас в принципе создание из казаков реальных, а не декоративных силовых структур? Созданный еще в 1995 году титаническими личными усилиями генерал-майора Владимира Константиновича Шевцова «ермоловский» батальон провоевал два месяца и был расформирован. И с тех пор никаких реальных форм (сзданные в период Второй Чеченской из ставропольских казаков милицейская рота и т.н. «комендантские роты»,куда брали казаков, всерьез восприниматься не могут) казачьих военных формирований не создавалось. Но создавались «героические» батальоны «Восток», «Запад», а теперь и дагестанские. К слову, практически все подростки в Чечне проходят в настоящее время курс интенсивного военного обучения. Причем с боевым оружием и стрельбами. С кем их готовят воевать?

Если же нынешняя российская власть надеется получить в казачестве «представленный в госвласти» административный ресурс, то тут так же возникает ряд вопросов. Откуда у казачьих организаций, особенно из отдаленных сельских сельскохозяйственных районов «воля и желание» для «выращивания административных кадров», как того хочет полпред Хлопонин?

Как казачеству в национальных северокавказских республиках создать, как говорил Хлопонин, «…независимые от местных властей структуры, со своей системой управления и организационного воспроизводства»? И допустят ли местные «князья» такое, хотя бы в самой малой, в самой ничтожной, форме?

И есть ли организационный потенциал, у казачества для подобной работы? Есть ли интеллектуальный потенциал? Интеллектуалов-казаков ничтожно мало, а те, «чересчур умные», кто и есть, как Эдуард Бурда, - и, фактически, подвергаются травле. В нынешнем реестровом казачестве быть умным и образованным, мягко говоря, непрестижно.

В конце концов, даже с самой казачьей самоидентификацией не все понятно. Что есть современное казачество: этническая группа, общественная организация или силовая структура? Внятного ответа нет, а на этом фоне уже разворачивается отдающая человеконенавистничеством антиказачья «правозащитная» истерия.

 

Вопросов много, но основной вывод такой: ситуация на Северном Кавказе ухудшается с каждой неделей. Если не сейчас, то скоро можно будет говорить об агонии. Именно по этой причине власть обратилась к казакам и пытается использовать их в целях «стабилизации обстановки». Но это «обращение» очень напоминает подготовку участи, - как образно выразился один из делегатов Круга в Пятигорске, - «московских ополченцев октября 1941-го года»…

Автор – кандидат философских наук.

Источник

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация