Menu

Русские и Северный Кавказ: тест на совместимость

«Кавказ уже не является территорией межконфессионального и межнационального раздора, а становится сплоченной и экономически процветающей территорией» - заявил 28 сентября 2010г. полномочный представитель президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, выступая на церемонии инаугурации президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.
«К сожалению, на Северном Кавказе… идет едва ли не война», - заявил руководитель следственного комитета А.Бастрыкин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 9 октября 2010г.
По его словам, органы внутренних дел северокавказских республик: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечни «ежедневно несут потери до пяти-шести человек». «Одновременно идут активные спецоперации спецназа ФСБ и МВД, убивают боевиков. Это едва ли не война», - повторил А.Бастрыкин.
Он также сообщил, что в Ставрополе 30 сентября 2010г.было предотвращено не два, а три взрыва.

На глазах, а вернее в СМИ рождается новое эпохальное произведение:
А.Бастрыкин, А.Хлопонин «Война или мир». Граф из Ясной Поляны, как говорят тинейджеры, «отдыхает».
А.Хлопонин - идеологический олигарх. Сказал «мир» и хоть ты умойся…(Надо почаще бывать в округе).
А.Бастрыкин - по аппаратному гибок. Сказал бы «война», тогда надо передать дела министру обороны А.Сердюкову для боевых действий с бандитским фронтом и отойти на вторые роли в процессе умиротворения Кавказа. Сказал бы «мир», тогда на кого списать ежедневные потери. А так - по Троцкому «ни мира, ни войны», но потери, как на войне. Поэтому не обессудьте - я и мои правоохранители, как можем... Но не можем….
Впрочем, выход из коллизии найден в традиционной российской колее.
На убийство пару месяцев назад трех высокопоставленных армейских офицеров в сотне метров от дислокации 136 бригады в Буйнакске (Республика Дагестан) Министерство обороны и начальство Южного военного округа ответило гробовым молчанием. И только после того, как на подъезде в летний лагерь подразделения бригады взорвался, начиненный взрывчаткой грузовик, решили наказать… командира этого подразделения.
Судебного преследования ожидает начальник милиции столицы СКФО г.Пятигорска за то, что заминированный автомобиль террористы припарковали под знаком «Остановка запрещена». Но в народе ходят упорные слухи, что этот самый начальник самолично «вязал» разгулявшихся в курортном городе вооруженных чеченских силовиков и этого ему не простили.
Статус «стрелочников» постепенно повышается. Полпред в СКФО в свойственной ему манере мимоходом заявил, что ответственность за взрывы и другие теракты (видимо среди всеобщего мира и процветания - прим. Авт.) теперь будут нести руководство муниципальных образований. Неконституционно, но правильно мыслит полпред. Пора начальникам ЖЭКов и ТСЖ террористов в сортирах мочить. А если раздать винтовки старшим по подъезду (такой прецедент был в 1917 году) уровень бандитизма реально спадет и, допускаю крамольную мысль, что коррупции тоже. Они в мэрию на планерки с винтовками будут ходить. Будем следить за эволюцией ответственности.
В советские времена английская «Таймс» писала, что русские самые большие специалисты по чтению между строк. В «россиянские» времена среди взрывов и трупов родственников «северокавказские» русские стремительно умнеют, склоняясь более к оценкам А.Бастрыкина.
На Ставрополье кампанию по сбору голосов для придания краю статуса Ставропольской Русской Республики, а русским статуса титульного этноса, обогнала другая, не менее знаковая.
За несколько дней, объявленная на одном из сайтов интернета инициатива по выходу Ставропольского края из «мирного» СКФО собрала более 10 тысяч электронных голосов в поддержку. Скандал, вызванный страхом ставропольчан за свое будущее с элементами здорового, как говорят ученые, либерального русского национализма лавиной пронесся не только по всемирной сети, но и по мозгам ставропольчан, уже привыкшим ко всякому «беспределу» со стороны некоторых соседей.
Растерянное краевое руководство сахарными устами пресс - секретаря губернатора края Елены Михиной нечто пролепетало. Что, дескать, мы не связываем..., что, дескать, в новой Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа, разработанной под руководством полпреда Хлопонина, проблема русских обозначена. И, как только «Стратегия…» заработает...наступит стабильность и далее по тексту.
А еще дальше кто-то сильно надавил на блогеров и авторы интернет - обращения заблокировали сбор подписей, но заблокировать саму проблему ставропольской власти не под силу.
Ну, все же отсыл, как говорится, есть. Пришлось с маркером в руке изучать этот судьбоносный, широко разрекламированный официальными СМИ документ.
Итак, начнем с краткой хронологии принятия Стратегии социально - экономического развития Северного Кавказа.
24 февраля 2010 года на заседании правительства Северной Осетии-Алании А.Хлопонин обозначил четыре стратегии развития Северного Кавказа. После этого в прессе началась вакханалия цифр и сумм, якобы направляемых на развитие Северного Кавказа и подготовка в субъектах, расположенных в пределах округа своих региональных проектов.
6 июля 2010 года в ходе второй части межрегиональной партийной конференции «Единой России» в городе Кисловодске (ее первая часть проводилась в Нальчике, где обсуждалась «Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа» до 2020 года) председатель правительства РФ В.В.Путин дал поручение своему вице-премьеру А.Хлопонину подготовить ее окончательный вариант. Поручение, прозвучавшее практически в ходе партийной конференции «единороссов» от лидера партии фактически придала этому документу статус партийного, хотя в дальнейшем самими высшими функционерами из «Единой России» этот статус не был подтвержден.
По поручению А.Хлопонина окончательный вариант «Стратегии…» разрабатывался Министерством регионального развития РФ.
6 сентября 2010 года на совещании в Сочи, под председательством В.В.Путина в довольно узком кругу банкиров и чиновников «Стратегия социально - экономического развития Северного Кавказа», но уже до 2025 года была доложена А.Г.Хлопониным. В этот же день в Правительстве Российской Федерации вышло за подписью В.Путина распоряжение от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».
В п.5. распоряжения Минрегиону России поручается обеспечить контроль за реализацией положений Стратегии при согласовании федеральных целевых программ и иных программных документов с учетом комплексного территориального развития регионов.
(В свою очередь во исполнение поручения Минрегион сформировал уже свое подразделение на территории округа).
29 сентября 2010 года на правительственном часе в Совете Федерации А.Хлопонин доложил «Стратегию…» российским сенаторам.
Судя по прессе, на заседаниях Государственной Думы РФ и Общественной палаты проект «Стратегии…» не обсуждался. Не проходил он и серьезной научной проработки. (Если это не так, то пусть кто-то из серьезных ученых выступит в его защиту).
После такого «блицкрига», даже как-то неловко говорить о какой - то общественной экспертизе «Стратегии», предназначенной для СКФО, проведенной в пределах самого СКФО. Гражданское общество, к активизации которого неоднократно призывал А.Хлопонин, тоже «отдохнуло».
Беглый просмотр всего текста документа говорит, прежде всего, о том, что мнения экспертного сообщества, т.е. всяких там, кисриевых, авксентьевых, ивашовых, халидовых, казихановых, дугиных, маркедоновых, казениных, епифанцевых, суховых, паскачевых, малашенко, белковских, туровских, латыниных и прочая, (всех изложить - страницы не хватит), которые почти в один голос возвещали, что политические (вернее этнополитические и религиозные) аспекты в округе не менее, а может и более, важны, чем экономические, мягко говоря, во внимание приняты не были, а если с легким оттенком жесткости - либеральный полпред их просто забыл.
Читая разделы «Стратегии…», посвященные этническим проблемам и формированию общероссийской идентичности хочется разделить ностальгию уполномоченного по правам человека Чеченской Республики Н.Нухажиева о федеральном Министерстве по делам национальностей, в котором работало 17 докторов наук и 150 кандидатов, крепких профессионалов в своем деле. Но их профессионализм вошел в противоречие с учением о «российской нации», согласно которому из паспортов и свидетельств о рождении исчезла не только запись о национальной принадлежности. Исчезло само министерство, от которого остался небольшой профильный департамент в Минрегионразвития России, которому просто не осилить лавину этнополитических и религиозных проблем, угрожающих целостности российского государства.
Безусловно, сама постановка проблемы оттока русского населения из республик Северного Кавказа в таком государственном документе, как «Стратегия…» является проломом в антирусской научной цитадели, выстроенной в Москве и на переферии.
Признание русских необходимым модернизационным элементом в СКФО входит в прямое противоречие с заявлением Юргенса из «Инсора», сделанное в Ярославле, об архаичности и «непродвинутости» «общинных» русских. В тысячелетнем Ярославле почти родился лозунг: «Россия без русских - залог процветания России».
Тем не менее, я уже писал об этом, в концептуальной, законодательной и нормативной базе Российской Федерации нет положения о статусе русского населения, его государствообразующей, или хотя бы консолидирующей роли в стране. Поэтому постановка русского вопроса на Северном Кавказе имеет интуитивно прагматический характер. Мы говорим о проблеме, когда близки к точке невозврата. Когда о русском вопросе не говорить уже нельзя. А может кому-то из кремлевских политтехнологов накануне выборов российского президента хочется повысить градус...?
В «Стратегии…» этнополитической проблематике посвящены три раздела.
Самый большой и проработанный из них называется «Демографическая ситуация, потенциал трудовых ресурсов и миграционные процессы». В этом разделе сделан вывод о том, что «…характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе в следствии уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации...».
«…Наиболее заметно это проявляется в Чеченской Республике, доля нечеченского населения в которой уменьшилась в несколько раз, а также в Республике Ингушетия, что позволяет некоторым экспертам говорить об этих республиках как о моноэтнических…».
Сделать неутешительный вывод об образовании вайнахского анклава из Чечни и Ингушетии может каждый желающий, а не только «некоторые эксперты». Для этого надо взять официальные результаты переписи населения 1989г. и сравнить их с результатами переписи 2002г. Простые арифметические подсчеты показывают следующую картину. (подсчет проведен без учета Ставропольского края).
По данным переписи населения в 1989г. русское население республик Северного Кавказа насчитывало около 1359 тыс. чел.(26%) от общей численности населения республик, которое составляло 5305 тыс. чел. (63%). К 2002г. общая численность населения в регионе увеличилось по сравнению с 1989г. на 1,3 млн. чел. и составила около 6,6 млн. чел. В тоже время общая численность русского населения сократилась и составила около 994 тыс. чел. Его доля среди этносов, населяющих республики Северного Кавказа сократилась на 10% и составила около 15%.(в настоящее время, по экспертным данным - около 10-12%). За счет низкой рождаемости у русского населения естественный прирост имел минусовый показатель. В общей численности миграционного оттока населения русские составили более 310 тыс.
За этот период русское население сократилось в Чеченской Республике на 230 тыс. чел., а его доля в общей численности населения республики с 23% до 1,5% , в Республике Ингушетия до 1%, в Республике Дагестан на 45 тыс.чел (с 9% до 4,7%), в Карачаево - Черкесской Республике на 22 тыс. чел. (с 58% до 44%), в Республике Северная Осетия-Алания на 24 тыс. чел (с 29% до 23%), в Кабардино-Балкарской Республике на 14 тыс.чел. (с 32% до 23%), в Республике Адыгея на 4,4 тысячи (с 68% до 64%). Эти данные почти полностью совпадают с расчетами, сделанными другими кавказскими этнополитологами, например А.Дзадзиевым из Владикавказа.
Предполагаю, что проводимая в данный период очередная перепись населения покажет еще более безрадостную для русских картину.
Сознательно пропустим анализ и выводы о высокой рождаемости в среде кавказских этносов, а также о необходимости организации трудовой миграции из республик. Согласно «Стратегии…», она является непременным условием социально - экономической стабилизации и должна составлять не менее 30 - 40 тыс. человек в год. Об этом много писали, и полпреду даже пришлось делать заявление о том, что ни о каком насильственном переселении речь не идет.
Но речь не идет и о каком-то массовом возвращении русского населения в места прежнего проживания, а также в новые или возрожденные индустриальные зоны. Об этом в «Стратегии…» не пишут, зато грузинские СМИ заголосили о новой колонизации Кавказа русскими и даже открыли свободный визовый режим для жителей Северного Кавказа (интересно, а православным русским из Нальчика или Махачкалы православная Грузия даст такие визы?).
Ну а какой неоколонизации может идти речь, когда в тексте «Стратегии…» помещен следующий пассаж: «…важной задачей является работа по привлечению постоянного проживания на территории Северо-Кавказского федерального округа русского населения из других регионов Российской Федерации и русскоязычного населения из государств - участников Содружества Независимых Государств, прежде всего высококвалифицированных специалистов…».
Всей стране известно, что программа по переселению соотечественников из-за рубежа провалена по всем статьям. Показательной является история русских староверов, переселившихся в Красноярский край из Уругвая. Не выдержав чиновничьего беспредела, их семьи вернулись в «родную» Латинскую Америку.
В разделе «Межнациональные отношения» численное соотношение русского населения приводится с учетом населения Ставропольского края, поэтому русских в СКФО получилось почти 30%, но почти по всем республикам (практически без Чечни и Ингушети) эта цифра приближается к 10-12%.
Данный раздел страдает недостаточной проработкой причинно-следственных связей, например, в проявлении такого феномена, как терроризм. Разработчики «Стратегии…» отнесли причину террористической активности исключительно к внешним факторам, тем самым свалив все на внешних врагов и поручив борьбу с ним исключительно силовым структурам. Но все серьезные эксперты знают, что это далеко не так. Поэтому в подзаголовке о внутренних факторах обострения ситуации в регионе можно смело написать такую формулировку: «Коррупция, порождающая этнополитический и религиозный экстремизм». А здесь уже рядом и терроризм. Как следствие. Тогда террористы становятся зеркальным отражением коррупционеров и «мочить» их нужно вместе. Хотя бы в СМИ.
Одним из факторов обострения ситуации в регионе обозначен «продолжающийся отток русского населения», а далее идет ссылка на заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе, 19 мая 2010 года с участием Президента России, где он обозначил «русскую проблему».
С тех пор не слышно, чтобы правозащитное сообщество страны или СКФО собралось для обсуждения защиты прав русского населения в регионе. Такая позиция правозащитников диктует необходимость формирования широкого общественного движения русских, славянских и казачьих организаций на Юге России, которое могло бы оказывать содействие органам государственной власти и муниципального управления в решении «русской проблемы», обозначенной в «Стратегии...». В Ставропольском крае формирование такого движения началось.
Опора аппарата полпреда А.Хлопонина в решении проблем русского населения округа только на реестровое казачество является политически ошибочной и вызывает в полиэтничном регионе еще большее давление на казаков. После заявления А.Хлопонина о наведения порядка в КБР силами казачества в округе убито три казачьих атамана и еще один, после тяжелого ранения, стал инвалидом. Именно в такой трактовке действие аппарата полпреда охарактеризовал на праздновании 20-летия создания Ставропольского казачьего войска в своем докладе атаман из Кабардино-Балкарии А.Логвиненко.
Третий раздел, посвященный этнополитическим проблемам: «Укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов» помещен в оптимальный сценарий «Стратегии…».
В оптимальном сценарии развития межнациональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе, после тезиса об «…укреплении общероссийской гражданской идентичности…» через несколько абзацев прописана загадочная формулировка. Предполагается «…организация взаимодействия с представителями национальных сообществ и местного населения в наиболее проблемных районах субъектов Российской Федерации входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа…». Что имели авторы в виду - совершенно непонятно. Может быть взаимодействие с национально - культурными организациями диаспор и землячеств, а также с автохтонным населением этих районов. Или после сокрушающей победы «общероссийской идентичности» национальными сообществами и местным населением будут именоваться народы Северного Кавказа?
Далее в разделе идет перечисление мер по предупреждению оттока русского расселения (строительство культурных центров, поддержка творческих коллективов, библиотек русской литературы, историко-краеведческих музеев, обеспечение жильем, компенсацию проезда и трудоустройство, выделение для местной русской молодежи квот на бюджетные отделения в республиканских вузов). На тезис
«…предоставление возможностей для государственной и муниципальной службы, особенно в местах их (т.е. русских прим. Авт.) компактного проживания…» ответим радостным спасибо. «…Стратегия…» дает возможность русским выбирать и назначать над собой русских руководителей в местах своего компактного проживания.
Но радость от этой формулировки сразу улетучилась после завершающего абзаца, посвященного русским в этом разделе. Цитирую полностью.
«…Вместе с тем при всем разнообразии возможных сценариев развития этнодемографической и миграционной ситуации русские останутся в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках, а также Республике Северная Осетия - Алания весомой этнокультурной компонентой вплоть до 2025 - 2030 годов...».
Вот и приехали. «Стратегия…» не предполагает, что русские, а значит и государственный русский язык и русская культура станут этнокультурной компонентой вплоть до 2025 - 2030 годов в Дагестане, а также в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.
Такая перспектива для русских в этих республиках означает, что ни о каких наукоемких производствах в них не может быть и речи (Если только Чечня не отделится от России и пригласит специалистов из Саудовской Аравии). Что модернизация нефтеперарабытывающей промышленности в Чечне, где на нефтепромыслах и нефтепеработкее работали русские специалисты не более, чем крупномасштабный пиар аппарата полпреда, скрывающий совершенно другие цели.
Если так будет решается проблема русских, то очевидно, что аналогично будут решиться и проблемы других народов на Северном Кавказе.
Какой основной вывод могут сделать «северокавказские русские из предложенной «Стратегии…» - за ними нет государства. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Русские и казаки на Юге России должны всеми доступными конституционными методами привести во власть в Ставропольском крае и его столице национально ориентированных лидеров, подобных лидерам соседей, особенно Чеченской Республики. Только так можно будет решить государственную задачу сохранения в регионе этнического баланса, о котором идет речь в «Стратегии…», но не предлагается конкретных механизмов такого сохранения.
И тогда, в программном заявлении нового руководства Cтавропольского края прозвучит тезис о защите прав человека любой национальности на территории края и защите прав русского населения на сопредельный территориях северокавказских республик.
Альтернативой такому сценарию может стать не возвращение Ставропольского края из Северо-Кавказского округа в Южный, а миграционный поток русского населения уже из Ставропольского края, с последующим поэтапным отпадением соседних республик от России.
Очевидно, что предложенная А.Хлопониным и его командой «Стратегия…» является скороспелым документом, написанным, как говорится «на коленке», под политический момент, но авторитет ее составителей могут спасти только хорошо проработанные конкретные программы. Ставрополье с нетерпением ждет «Комплексную программу сохранения и возвращения русского населения в республиках Северного Кавказа», о которой в своих выступлениях упоминал на Кавказских Минеральных водах упоминал министр регионального развития РФ В.Басаргин. Если таковая существует пока только на словах - можем предложить свою.
А пока Минрегионразвития РФ вместе с полпредом А.Хлопониным реализует две отдельные программы по экономическому укреплению вайнахского анклава - по социально-экономическому развитию Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

www.sknews.ru

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация