Ставрополье ищет выход
В России часто благополучие людей ставится ниже государственных интересов. Поэтому особых иллюзий насчет перспективы голосования ставропольцев за выход края из Северо-Кавказского федерального округа нет. Эксперты уже сказали, что инициатива эта вредная, за ней могут стоять враги полпреда Хлопонина или провокаторы. Руководство края тоже заверило: теракты в крае с нахождением в составе СКФО не связаны. Но жить-то русским, да и впитавшим русскую цивилизацию кавказцам, на Ставрополье становится все труднее.
Жители Ставрополья и сочувствующие им россияне собирают подписи в Интернете за выход из Северо-Кавказского федерального округа. Им хватило десяти месяцев пребывания в составе разноперого территориального формирования, чтобы понять, что близится большой исход. В заявлении организаторов сбора подписей говорится: из-за объединения с северокавказскими республиками на Ставрополье с гор Кавказа хлынул поток мигрантов, принесших с собой межнациональные конфликты, теракты и высокий уровень преступности. Это грозит тем, что коренные жители скоро начнут массово покидать предгорья. Среди подписантов, судя по фамилиям, далеко не только славяне.
По совести говоря, миграция горцев на Ставрополье началась задолго до создания СКФО и назначения полпредом успешного губернатора из Красноярска Александра Хлопонина. Первыми в 90-е годы прошлого века потянулись чеченцы - выгнала война. За ними дагестанцы, кабардинцы, черкесы и другие народности. Чем хуже жилось им в своих республиках, тем более привлекательным становилось хлебосольное Ставрополье.
Тогда же, в середине девяностых годов, под эгидой защиты славян опухолью вздулась фашистская организация "Русское национальное единство" (РНЕ). Ее запретили, но на больном местевскоре возникли другие объединения - может быть, чуть менее воинственные, но тоже очень твердо настроенные защищать интересы славянского населения.
В советские годы на Ставрополье мирно уживались десятки национальностей. В порядке вещей было покупать молоко у даргинцев, слушать армянскую музыку на соседских свадьбах, смотреть, как танцуют лезгинку в студенческих общежитиях. Дни края, ежегодно проводимые в Ставрополе, соединяли все эти культуры в единую сочную палитру. Не было тут "понаехавших", были все свои, хотя и очень разные.
Край мало интересовался ситуацией в соседних республиках. Если соревновался в развитии, то больше с Ростовом, Краснодаром и Астраханью, нежели с горными республиками. О чеченских операциях и дагестанских терактах в новостях Ставрополья говорилось вскользь, после сообщений о совещаниях у губернатора на сельскохозяйственную тему. Битва за урожай, пожалуй, была важнее борьбы с терроризмом по соседству.
И только если теракты касались самого Старополья - как угнанные самолеты, взорванная два раза подряд минераловодская электричка, печально известный Буденновск - тогда уже шаткое положение края становилось предметом общественного обсуждения. А так это был исключительно мирный регион, который и знать ничего не желал о сепаратистах и ваххабитах. Он прекрасно вписывался в Южный федеральный округ.
Но в прошлом году властям страны пришла гениальная идея, как отделить Олимпиаду 2014 года от проблем терроризма на Северном Кавказе: ЮФО поделили на две части. Более-менее спокойные Краснодарский край с Адыгеей, Ростов и Астрахань с Калмыкией остались в Южном округе. А Ставрополье приписали к СКФО - в компанию Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Чечни, Северной Осетии и Карачаево-Черкессии.
Как только было объявлено, что столицей нового округа станет Пятигорск, жители сразу предрекли: теракты из республик переместятся в Кавминводы. Большинство населения, как свидетельствовали опросы общественного мнения, возражало против формирования СКФО. Но Олимпиада - настолько важное событие для России в целом и для премьера Владимира Путина, блестяще презентовавшего проект Сочи-2014 перед МОК, в частности, что на мнение ставропольцев никто особого внимания не обратил.
Взамен краю были обещаны небывалые госинвестиции в инфраструктуру и сельское хозяйство, а также создание благоприятного инвестклимата для иностранцев. Интересно посмотреть, как Хлопонин принимается делать из Кавказа Красноярск при отсутствии в регионе цветмета, нефти и газа и наличии воюющих слоев населения.
Недавнее интервью губернатора Валерия Гаевского агентству РИА Новости свидетельствует, что кое-какие сдвиги по финансированию краевых программ со стороны государства действительно появились. Хотя бюджет Ставрополья на будущий год все равно на 10 миллиардов не дотягивает до бюджета Чечни, несмотря на то, что край в три раза больше этой республики.
О реальных достижениях в экономике за десять месяцев правления Хлопонина и нахождения Ставрополья в составе СКФО говорить рано. Только на минувшей неделе опубликована доработанная "Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа". Она, между прочим, предусматривает возвращение русских мигрантов в край и республики. При этом сам Хлопонин личным примером показал, что если есть малейшая надежда бежать с Кавказа, надо это делать не задумываясь: он выразил полную готовность тут же бросить Ставрополье и пересесть в кресло мэра Москвы, если позволят.
Зато хорошо заметны сдвиги в криминальной сфере. Взрывы и демонстративные убийства военных, милиции, госслужащих - это повседневные события на Северном Кавказе чуть ли не со времен распада Советского Союза. Но раньше эти ужасы Ставрополья касались в меньшей степени. Сейчас же краевые СМИ о них рассказывают много и подробно, а значит, население напугано. Чего, собственно говоря, и добиваются террористы.
Само Ставрополье за последние месяцы перенесло несколько терактов. Самый крупный - 26 мая в центре края у здания, прилегающего к Дому культуры и спорта, где сработало взрывное устройство. Взрыв прогремел за 15 минут до начала концерта чеченского ансамбля танца "Вайнах". Погибли восемь человек, пострадали около сорока.
17 августа в Пятигорске при взрыве возле кафе на улице Кирова ранения получили более 30 человек. В конце сентября удалось предотвратить один теракт: на юго-западе краевого центра был вовремя замечен заминированный автомобиль. А десятью днями ранее бомба взорвалась под локомотивом электропоезда Минеральные Воды - Невинномысск, но, к счастью, мощности не хватило для того, чтобы столкнуть состав с рельсов.
Социальным фоном терактов является наплыв приезжих. Вот свидетельства тамошних жителей: "Стало больше автомобильных номеров из кавказских республик. Упорно провоцируются настроения о том, что Центру на нас плевать. Ухудшение обстановки у нас больше из-за общекавказского ухудшения: в Кабарде стрельба и взрывы ежедневно. Эхо к нам доносится. Я лично тоже злее стал, но мы всё равно останемся на Кавказе".
И еще одно: "Работы вообще нет. Опять же не хочется жить в СКФО. Но никакие голоса не помогут, да и не соберут их. Боюсь, что скоро мы будем, как грозненцы, бросать жилье и уезжать".
На край еще до первой Чеченской войны положили глаз создатели Кавказского Халифата. Но тогда они не могли найти на Ставрополье достаточной поддержки. Сейчас этнический состав начал резко меняться за счет выдавливания русских, и скоро эту идею будет гораздо легче воплотить в жизнь. Власти очнутся, только когда появится соответствующая статистика. Да поздно будет.
Между прочим, чеченские, дагестанские и другие общины скупают недвижимость по всему Ставрополью, от Пятигорска до Буденновска. Беженцы живут куда лучше, чем местное население.
Но обо всем этом с трибун говорить не положено. Даже сайт, где собирают подписи, в крае работает с перебоями: власти с помощью регионального провайдера ЮТК мешают этому процессу. Несмотря на это к утру 18 октября подписались почти 11 тысяч человек.
Пресс-служба губернатора передала журналистам, что руководство края не связывает криминальную обстановку и миграцию с нахождением в составе СКФО и напоминает о цикличности обострений, обусловленной геополитическими процессами.
Свою лепту внесли всевозможные эксперты, навесившие народной инициативе ярлык "провокации". Член совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края Майя Аствацатурова в интервью радиостанции "Свобода" оценила акцию по сбору подписей как "вброс и низкопробную политическую провокацию, призванную раскачать ситуацию, подорвав процессы стабилизации, активно идущие в регионе".
"Неуклюжей попыткой неких недругов Александра Хлопонина специфическим образом послать ему привет" назвал сбор голосов вице-президент центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов. Он заверил ИА REGNUM, что перспектив у попытки вывести Ставропольский край из состава Северо-Кавказского федерального округа "совершенно никаких".
Еще один эксперт - директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровской - и вовсе назвал инициативу вредной для ставропольцев "политической интригой". Неразумно, на его взгляд, выходить из округа, к которому приковано особое внимание федерального центра.
По сути дела, эксперты дают жителям Ставрополья красноречивый совет не рыпаться и не мешать большой политике. Иначе будет хуже. Как сказал ПРАЙМ-ТАСС генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, если так пойдет дальше, то завтра русские на Ставрополье потребуют отделения от России. "Реакция властей должна быть максимально жесткой", а спецслужбы, по его мнению, обязаны выяснить, кто именно подбивает жителей на изменение административных границ и "финансирует эти провокационные акции".
В свою очередь замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил, что репрессий, может, и не будет, а власти постараются замять этот скандал.
Легко, конечно, хладнокровно рассуждать о целесообразности тех или иных мер, сидя в Москве. И совсем иначе - сталкиваясь с проблемами на месте. Организаторы сбора подписей живут на Ставрополье. У форумчанки Томо4ки - "зачинщицы" опроса - родственники оказались рядом с набитой тротилом машиной, которую вовремя успели обезвредить.
Конечно, к успешной народной инициативе сразу же начали "примазываться" разные объединения, которые не прочь заработать лишние политические очки за чужой счет. Так, глава Союза славянских общественных организаций Ставрополья Владимир Нестеров представился автором идеи и в этой роли с удовольствием дал интервью "Коммерсанту". Он указал, что опрос будет проходить, пока не закончится перепись, и пообещал много новых "лозунгов".
Присоединиться к инициативе пожелал и председатель Славянского союза Ставрополья Станислав Богословский. В интервью СКФОnews он подтвердил, что напряженность на рынке труда из-за притока кавказцев усиливает миграцию.
Подписи из Интернета не имеют юридической силы. Они лишь "морально" поддержат готовящееся обращение к первым лицам российского государства. Но удастся ли ставропольцам привлечь внимание общества, как это удалось в случае с подмосковным Химкинским лесом? Скорее всего, нет - на то она и периферия. Да и с Интернетом на Ставрополье туговато, а в официальных СМИ, если будет дана команда сверху, кампанию по выходу из округа "замолчат". Одна надежда - на "опытного менеджера" Хлопонина. Впрочем, все более призрачная.