Обыкновенный шовинизм
Массовая драка в селе Иргаклы Степновского района предельно обострила вопрос о компетентности краевых властей и религиозных лидеров в вопросе межэтнических отношений. События в Степновском районе обострили и межэтнические конфликты и в Нефтекумском районе.
Досталось всем
В ночь с 21 на 22 июня в селе Иргаклы Степновского района
произошла массовая драка. Началось все с банальной бытовой ссоры –
вечером в местном кафе повздорили двое молодых мужчин: даргинец Шахбан
Шахбанов и ногаец Абдул Науманов. Банальная бытовая ссора, такие в
сельской кафешке, наверное, вспыхивают каждые выходные.
Вот и в этот раз все происходило привычно: джигиты поговорили
по-мужски, потом разошлись, конфликт вроде был исчерпан... А дальше
события, если верить милицейским протоколам, развивались
непредсказуемо. Около полуночи в частный дом даргинца Шахбанова
ворвалась группа молодых ногайцев, вооруженных палками, камнями,
самодельными дубинами. Выволокли спящего парня из постели и избили,
крепко досталось и нескольким членам его многочисленной родни.
Молодой человек успел вызвать подмогу – и уже спустя несколько минут за
дверями его дома собрались полсотни соплеменников-даргинцев. Ногайцы
тоже подтянули своих.
В итоге посреди села сошлись врукопашную сотни полторы бойцов, часть из которых была изрядно подогрета спиртным.
Поначалу драчунов пытались усмирить местные милиционеры. Но силы были
неравны, и ожесточенная молодежь набросилась с кулаками на стражей
порядка. Травмы и ранения разной степени тяжести получили восемь
милиционеров, двоих позже пришлось госпитализировать.
Усмирить разбушевавшихся парней удалось только подоспевшим из райцентра
омоновцам. Причем усмиряли так активно, что уже на следующий день
несколько участников драки нажаловались в прокуратуру на «ментовский
произвол».
Около полусотни самых рьяных драчунов омоновцы побросали в «воронки» и
повезли в сельское ОВД, где на них составили административные
протоколы. Отпускать их начали только на следующее утро, когда к ОВД
пришла делегация рыдающих ногайских женщин – матерей, сестер, жен…
Межрайонный следственный отдел Следственного комитета возбудил два
уголовных дела – по ч. 2 ст. 318 УК РФ («Применение насилия, опасного
для жизни или здоровья, в отношении представителя власти») и по ч. 2
ст. 213 УК РФ («Хулиганство, связанное с сопротивлением представителю
власти»). Инициаторам драки может грозить до десяти лет тюрьмы.
Бытовуха бывает разная
Ситуация из ряда вон выходящая даже для нашего края, давно и прочно
прописавшегося во всероссийских криминальных сводках. В пятитысячном
поселке перекрыли все въезды, выставили усиленные милицейские посты. В
понедельник в Иргаклы прибыло скопом почти все руководство краевого
милицейского главка, а на следующий день – губернатор Валерий Гаевский.
Они поочередно встретились с руководством села и колхоза «Иргаклинский»
(это градообразующее предприятие), с лидерами ногайской и даргинской
диаспор, старейшинами, казачьими атаманами.
Все информагентства растиражировали гневные слова Гаевского в адрес
степновских правоохранителей, которые, мол, «проспали» опасную
ситуацию.
Крепко влетело и районной администрации: дескать, массовая драка
«вскрыла недостатки в реализации на территории района национальной
политики». На самом популярном в крае форуме «26-й регион» это
заявление Гаевского вызвало ехидную реплику одного из местных жителей:
«Администрация района, наверно, сама не в курсе, что это у них за
национальная политика. Во всей стране ее нет, а в Степновском районе
есть, но с недоработками».
Увы, уже во вторник межэтнический конфликт перекинулся со Степновского
на соседний Нефтекумский район. Вечером неизвестные зверски избили
здесь четверых этнических ногайцев, которые расположились в леске на
«пикник».
Это вызвало настоящую бурю: глубокой ночью в селах Тукуй-Мектеб и
Каясула, а утром среды уже и в самом Нефтекумске состоялись стихийные
сходы ногайцев, которые требовали от милиции немедленно найти и
наказать нападавших. Причем всю вину ногайцы возлагали именно на
даргинцев, которые-де просто мстят за своих избитых в Иргаклах
соплеменников.
К счастью, до насилия не дошло, но власти и правоохранители были
перепуганы всерьез. Из краевого Белого дома тут же прилетела установка:
никаких сведений СМИ не сообщать. Уже в пятницу в Ставрополь экстренно
и негласно прибыли генпрокурор РФ Юрий Чайка и министр внутренних дел
Рашид Нургалиев, которые устроили краевым властям разбор полетов
почище, чем губернатор – районным. Правоохранители в Степновском и
Нефтекумском районах «подкрутили гайки» – и уже к выходным конфликтный
градус удалось сбить.
Пожарники на пепелище
Как свидетельствуют старожилы, стычки между разными малочисленными
этносами в степных поселках востока края были и в советские годы,
причем по пустячным поводам: косой взгляд кто-то бросил, девушку не
поделили, овцу украли… Шли стенка на стенку, улица на улицу, даже село
на село – дрались до крови, но дело никогда не доходило до серьезных
увечий или, не дай бог, убийств.
В 90-е, с наступлением «парада суверенитетов», малые этносы стали все
больше «окукливаться», выпячивая свою национальную значимость. На
создание собственных республик претендовали ногайцы, турки-месхетинцы,
туркмены. Активную работу начали вести здесь эмиссары среднеазиатских и
ближневосточных стран, вдалбливавшие в юные головы идеи ваххабизма.
Градус ксенофобии нарастал, новости из восточных районов стали
напоминать сводки боевых действий: перестрелки, убийства, массовые
драки между представителями различных нацменьшинств.
Масштабы стычек порой напоминали сценарии кинобоевиков: в 2001 году в
ауле Махмуд-Мектеб Нефтекумского района подрались около 300 ногайцев и
даргинцев, причем бойцы с обеих сторон были вооружены охотничьими
ружьями, гранатами и даже минометами.
Чиновники тогда успокоительно заявляли: ссора была бытовой, а
независимые эксперты окрестили это событие как начало «этнической
войны» на Ставрополье.
Этническую карту на Ставрополье разыгрывают не только приезжие
идеологи, но и криминальные авторитеты. Вот свежий пример. Месяц назад
в Георгиевске состоялась этническая «чистка». Банда скинхедов,
вооруженных арматурными прутьями и ножами, выкрикивая нацистские
лозунги, прошлась по центральной улице города, избивая всех, кто
встречался на пути. Милиционеры задержали больше десятка неонацистов.
Идейным вдохновителем группировки оказался местный преступный
авторитет, который использовал разгоряченных шовинистскими лозунгами
юнцов, чтобы посеять вражду с конкурентами по бизнесу – армянами.
Впрочем, обвинять в ксенофобии одни лишь «тайные силы» наивно. Просто
брошенные конспирологами «идейные» зерна падают в плодотворную почву.
Для всех восточных районов Ставрополья характерна колоссальная
безработица. Хотя и работающим живется несладко: зарплата чуть выше
прожиточного минимума, да и та порой не платится месяцами. Молодые
специалисты ехать сюда не хотят, население быстро стареет, вот местная
молодежь и гниет в безнадеге. Потому так легко «окрыляют» ее
утопические лозунги пришлых эмиссаров: вот, мол, выгоним русских,
создадим Ногайский халифат или еще что-нибудь «великое» – и заживем!..
Дурман ненависти
Все это происходит на фоне полной апатии как местных властей, так и
лидеров традиционных религий. По идее, на месте каждого межэтнического
конфликта, подобного иргаклинскому, должен лично побывать муфтий КЧР и
Ставрополья Исмаил-хаджи Бердыев, но ему недосуг.
Не видать здесь и архиепископа Феофана. Знают ли они вообще, что
творится сегодня в восточных районах края?! А если знают, то почему
перекладывают всю работу на плечи правоохранителей, вынуждая тех
поневоле выступать в роли пожарников на пепелище?
В упор не видно усилий ответственного за все этнические проблемы в крае
– председателя комитета по делам национальностей Василия Шнюкова.
Удивительно, но в самом полиэтническом кавказском регионе – Ставрополье
– вообще отсутствует межнациональная политика. Если уж не считать за ее
проявления редкие наукообразные семинары да лубочные «национальные
подворья» по большим праздникам.
Серьезные надежды в вопросах пропаганды терпимости краевые власти
возлагают на казачество, которое отнюдь не является идеалом
толерантного поведения. Более того, казаки порой сами выступают
активной стороной этнических конфликтов.
Исторически являясь представителями военного сословия, казаки часто любую проблему упрощают до схемы «свой – враг».
Некоторые «радикалы с лампасами» и вовсе лелеют навязчивую идею –
освободить Кавказ от кавказцев. Идею, которая способна зомбировать
русских ребят едва ли не сильнее, чем одурманивающие исламскую молодежь
призывы к «войне с неверными».
А теперь подумайте, как бы развивались события, если бы в кафе Иргаклов
подрались не даргинец с ногайцем, а двое соплеменников? Наверняка ни
одна из диаспор бровью бы не повела: ну ссора, ну и что?.. А тут –
красные глаза, колья в руки, «наших бьют!».
Вот и есть он, поработивший наше вроде бы просвещенное сознание обыкновенный шовинизм!
Антон ЧАБЛИН