Трудоспособное население покидает Северный Кавказ
Продолжается отток населения трудоспособного возраста с Северного Кавказа в мегаполисы. Число убывающих в поисках работы только со Ставрополья измеряется тысячами в год, пишет "Российская газета". В качестве кадровых "пылесосов" выступают Москва, Петербург и ряд нефтяных регионов. Уезжает кадровая элита, а ей на замену приходят украинские и турецкие рабочие.
Чемоданные настроения
Любовь Кучукова стала трудовым мигрантом дважды. Сначала она в самом начале 2000-х годов покинула родной Черкесск ради работы в Ставрополе, а затем, спустя несколько лет, совершила еще один переезд, на этот раз в Москву. И если в первый раз уезжать пришлось вынужденно - на малой родине трудоустроиться по специальности было почти невозможно, то во втором случае Любовь исходила уже из соотношения зарплат - в столице за ту же работу предлагали суммы в разы большие, чем на Ставрополье. Сама того не зная, молодая журналистка стала иллюстрацией сразу двух действующих механизмов вымывания кадровых ресурсов с Кавказа. Первый из них - отъезд низкоквалифицированных работников в поисках любой оплачиваемой работы. Второй - миграция золотых и белых воротничков, соблазняемых карьерными перспективами и высокими окладами.
Число убывающих за длинным рублем только в Ставропольском крае измеряется тысячами в год. По сведениям, предоставленным краевым комитетом по статистике, в прошедшем году регион покинули, что называется, с вещами, более 21 тысячи жителей. Понятно, что основная их часть - это именно трудовые мигранты. Причем процесс, несмотря на продолжающийся в крае экономический рост, демонстрирует тенденцию к усилению - еще в 2006-м количество уехавших было на полторы тысячи человек меньше.
Весьма рельефно ситуация проявилась в исследовании рынка труда регионов Кавказа, проведенном представительством в ЮФО одного из крупнейших российских интернет-порталов по подбору персонала.
- В Москву готовы на определенных условиях переехать более половины специалистов, размещающих у нас свои резюме, - говорит гендиректор представительства Наталья Глебова, - при этом наибольшую территориальную мобильность демонстрируют работники, занятые в сфере управления персоналом и организации тренингов, и бухгалтеры - среди них количество потенциальных мигрантов более 60 процентов.
К карьерным возможностям Петербурга у южан отношение более прохладное, но и туда готовы отправиться от 30 до 43 процентов соискателей рабочих мест. И, что особенно важно, над переездом в столицы всерьез размышляют не менее половины управленцев.
С турецкого берега
Между тем обратного процесса - приезда на Кавказ квалифицированных кадров, набравшихся опыта в крупнейших финансовых и производственных центрах, пока не наблюдается, несмотря на продолжающийся уже не первый год экономический рост. По словам Натальи Глебовой, в той же Москве не более шести - восьми процентов клиентов рекрутинговых агентств готовы всерьез рассматривать предложения о работе в ЮФО. Конкурентоспособными в плане привлечения высокообразованных специалистов кавказские регионы до сих пор не стали.
Журналист Кучукова объясняет свой отказ вернуться на юг просто: найти здесь такую же зарплату, как в столичном мегаполисе, пока нельзя. А возможные плюсы в виде несколько более дешевой жизни, лучшей экологии и меньших временных затрат на транспорт финансовых потерь компенсировать не смогут. В этом с ней соглашаются и представители кадровых агентств, и руководители профильных ведомств.
Однако на местах предпочитают не делать трагедии из продолжающейся утечки рабочих рук, хотя и объясняют свой оптимизм по-разному.
Начальник отдела демографии и трудовых ресурсов ставропольского министерства труда Анастасия Жукова ссылается на сохраняющийся рост кадрового потенциала региона.
- Несмотря на общероссийскую тенденцию к уменьшению числа работоспособного населения, в крае этот показатель растет, - говорит Жукова. - Дело в том, что сейчас начинают карьеру дети, родившиеся во времена демографического бума 80-х, а на пенсию уходят представители малочисленного послевоенного поколения.
Этот прирост не вполне успевает переварить растущая региональная экономика, хотя по отдельным специальностям уже сейчас намечается дефицит кадров. В министерстве обещают провести в мае масштабный мониторинг структуры спроса на рабочую силу, чтобы на его основе сформировать заказ учебным заведениям и тем самым несколько сбалансировать рынок труда. Между тем уже сейчас ясно - в регионе особо востребованы слесари, токари, газосварщики и строители. Спрос на них формируют оживающие после анабиоза 1990-х годов промышленные предприятия и бурно развивающийся строительный комплекс.
В службе занятости Карачаево-Черкесии отмечают, что уровень трудовой миграции из республики даже ниже экономически оправданного. При сохраняющемся достаточно высоком уровне безработицы люди не спешат покидать регион, а если и едут, то недалеко, в основном в Краснодарский край. Причина такой осторожности кроется в нарушении прав, с которыми в массовом порядке сталкиваются гастарбайтеры, рискнувшие отправиться на заработки в столицы.
А вот Кабардино-Балкария уже столкнулась с последствиями своего проигрыша в зарплатной гонке. По словам Алима Оракова, руководителя рабочей группы в республиканском комитете по занятости, за помощью к ведомству регулярно обращаются работодатели, у которых не получается найти квалифицированный персонал на месте.
- Даже в строительстве подобрать работников становится все сложнее, несмотря на еще недавно имевшийся избыток представителей соответствующих профессий, - сетует Ораков, - и сформировать крупную бригаду из местных специалистов уже стало почти невозможно.
В результате промышленникам республики при продолжающемся оттоке местных рабочих рук приходится идти на парадоксальную меру - подавать заявки на получение квот на иностранных рабочих. Турецкие строители и украинские дорожники едут в КБР все активнее.
Иван Ульянченко, председатель комитета по социальной политике Госдумы Ставропольского края:
- Несмотря на то, что кадровый потенциал региона пока в целом достаточен, сам по себе отъезд ставропольских специалистов не красит наш край. И исполнительной власти нужно не успокаивать себя тем, что запас пока не исчерпан, а уже сейчас задуматься над целым комплексом мер по развитию экономической базы Ставрополья. Будет расти экономика, развиваться социальная сфера, значит, и число желающих покинуть малую родину будет уменьшаться.