Cтавропольские власти объявили войну нефтяникам
Правительство Ставропольского края собирается построить в крае сеть автозаправочных станций. По мнению чиновников, таким образом власти смогут "сдерживать рост цен на ГСМ в регионе, а также стабилизировать поставки топлива". Эксперты считают, что чиновники ставропольского правительства некомпетентны.
Правительство Ставропольского края объявило о начале создания на базе ОАО Нефтегазовая компания «Ставрополье» сети автозаправочных станций. По мнению чиновников, таким образом власти смогут «сдерживать рост цен на ГСМ в регионе, а также стабилизировать поставки топлива в преддверии весенне-летнего периода. Эксперты считают, что возможностей НГК «Ставрополье» недостаточно для того, чтобы оказать сколько-нибудь заметное влияние на региональный рынок ГСМ, пишет "Коммерсант".
По сообщению пресс-службы губернатора края, в рамках программы «сдерживания цен на ГСМ» запланировано строительство 50 автозаправочных комплексов во всех районах края. Пока в стадии оформления под строительство АЗС находятся 10 земельных участков . В правительстве края уверены, что новые АЗС смогут обезопасить население от неконтролируемого роста стоимости ГСМ в результате сговоров нефтяных компаний.
• ОАО «Нефтегазовая компания Ставрополье» было создано в 1996 году. 65% уставного капитала предприятия принадлежит министерству имущественных отношений края, более 30% — компании «Роснефть-Ставрополье». Компания создавалась для реализации нефтепродуктов сельским товаропроизводителям в период сезонных полевых работ. Компания располагает одной нефтебазой и 5 заправками в сельских районах.
• Основные игроки ставропольского рынка ГСМ — нефтяные компании «Роснефть-Ставрополье» и «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» — имеют более 60 заправок каждая. Доля ОАО «НК „Роснефть-Ставрополье“» на рынке нефтепродуктов края составляет 37,3%, а ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукта» — 14,2%.
Эксперты скептически оценивают шансы властей на достижение задуманного. «Это очередное проявление некомпетентности правительства», — заявил руководитель ставропольской УФАС Владимир Рохмистров. По его словам, с возможностями, которыми располагает НГК «Ставрополье», влиять на рынок невозможно. «Не понятно, откуда правительство собирается брать деньги на строительство заправок. В бюджете края на текущий год средства на это не запланированы», — прокомментировал намерение регионального правительства председатель комитета краевой думы по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Борис Оболенец.
По информации генерального директора АКГ «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, строительство одной самой простой АЗС может обойтись властям минимум в 3 млн рублей. Он считает, что по сути предлагаемые властями края меры предполагают перекладывание бремени платежей с потребителей на всех налогоплательщиков региона. «Аккумулирование сети АЗС в одних руках может иметь другие, отличные от сдерживания роста цен, цели. Дело в том, что сейчас интерес к регионам проявляют федеральные игроки рынка. И не исключено, что в будущем создаваемая сеть АЗС будет продана по цене, которая покроет издержки владельцев компании, связанные со сдерживанием роста цен на ГСМ», — говорит эксперт.
По словам старшего аналитика ИГ «АнтантаПиоглобал» Тимура Хайруллина, колебания цен на ГСМ в крае не превышают 1–1,5 рубля. «Это нормальная рыночная „вилка“, которая позволяет участникам оперативно принимать решения. К тому же, сеть АЗС — это только одно, последнее, звено розничного сбыта продукции, которое в наименьшей степени влияет на уровень розничных цен. В гораздо большей степени они зависят от оптовых цен, стоимости переработки и сырья. А эти составляющие власти Ставропольского края вряд ли сумеют проконтролировать», — уверен эксперт.