Menu

Боден по Чернышевскому: что делать и кто виноват?

Пять лет. Столько прошло с момента трагедии над Боденом. Уже нет в живых диспетчера, убитого человеком, потерявшим всю семью (включая троих детей). Уже подписано мировое соглашение с компанией «Скайгайд». Пусть не всеми, но многими родственниками погибших. Много воды утекло. Но, в очередной раз увидев в теленовостях, на заднем плане, за спиной одного из родственников жуткий в своей упорядоченности строй одинаковых надгробий черного цвета, автор не удержался. И попробовал взглянуть на происходящее со стороны. Со стороны человека непосвященного и наблюдавшего за происходившим через призму телевизионного экрана.

Я заранее прошу прощения у тех, чьи родные и близкие погибли в ту злополучную ночь над Боденским озером. Может быть, кто-то из них прочтет эту статью и (вполне справедливо, надо сказать) возмутится моими попытками покопаться в грязном белье. Но хочу заметить – я не ищу сенсации, не жду славы гениального журналиста (я вообще не журналист, и никогда им не был). Я просто не могу понять и простить того, что за гибель стольких человек, стольких детей (!) отвечает непонятно кто. А если и отвечает, то как-то слишком поздно. Так что все написанное – только мое личное мнение, возможно, никакого отношения к реальности не имеющее.

 

Пять лет. Столько прошло с момента трагедии над Боденом. Уже нет в живых диспетчера, убитого человеком, потерявшим всю семью (включая троих детей). Уже подписано мировое соглашение с компанией «Скайгайд». Пусть не всеми, но многими родственниками погибших. Много воды утекло. Но, в очередной раз увидев в теленовостях, на заднем плане, за спиной одного из родственников жуткий в своей упорядоченности строй одинаковых надгробий черного цвета, автор не удержался. И попробовал взглянуть на происходящее со стороны. Со стороны человека непосвященного и наблюдавшего за происходившим через призму телевизионного экрана.

 

Не кажется ли вам, читатели, что столкновение пассажирского самолета башкирских авиалиний и почтового «Боинга» могло быть использовано в качестве, как политического, так и экономического рычага. Тем более, если учесть, над территорией какого государства произошло это столкновение. Швейцария – экономически весьма стабильное государство. Да и серьезных политических эксцессов в ней не наблюдалось. До тех пор, пока к власти в одной из соседних стран (необязательно напоминать, в какой именно) не попытались прорваться ультраправые. Как только стало ясно, что их попытки стать ведущей партией в управлении страной, скорее всего, окончатся неудачей – геополитика ближайших европейских государств начала изменяться. Силы, симпатизирующие партии ультраправых, решили попробовать применить радикальные методы воздействия на ситуацию. И попробовали – столкнув в воздухе два самолета. Один  - американский, второй – российский, диспетчер – швейцарец. Погибло около ста человек, а общественности это представляют как случай вопиющей халатности диспетчера, допустившего ошибку в своей работе. И ладно бы на этом и успокоились: да, работа тяжелая, да, диспетчер в глубоком психологическом шоке.… Этого оказалось бы вполне достаточно, чтобы общественность поверила в несчастный случай. Но те, кто контролировал эту операцию, пошли дальше. Объявили, что, якобы, в диспетчерской присутствовала некая девушка, «крутившая» с диспетчером любовные шашни, из-за чего он и отвлекся. Вот здесь, господа, какие-то неувязки начинаются. Во-первых, что это за бред – девушка во время дежурства? Швейцарцы вообще люди весьма педантичные и хладнокровные, и подобные выкрутасы научились пресекать в корне раньше многих других наций. Что, человек, ежесекундно отвечающий за судьбы сотен пассажиров различных рейсов, настолько обезумел от страсти? До полного идиотизма? Потому что только идиот может бросить наблюдение за немалой грудой сложнейшего электронного оборудования и кинуться в объятья возлюбленной. Или абсолютно зеленый новичок, стажер с опытом диспетчера часов этак 20-30, не больше (причем на тренажере, а не в реальных условиях!). Вероятность подобного фактически нулевая. Естественно, на такой работе сексуально озабоченных идиотов не держат. И, естественно, новичку дежурную смену никто сходу не доверит. Во-вторых, допустим, девушка все-таки была. Тогда непонятно, что это за служба такая безалаберная. Ответственная работа, высокооплачиваемая (есть что терять при увольнении), высокие физические требования – шутка ли, целую смену просидеть перед локаторами и радарами всякими, управляя воздушными коридорами, постоянно находясь в напряжении по причине того, что в твоих руках находятся судьбы людей.… Да там вообще посторонних и близко быть не должно! И вот на тебе – девушка какая-то приходит к своему бой-френду. Соскучилась, понимаешь. Нормальные нежные взаимоотношения, любовь вроде никто не запрещал. Неясно, правда, как ее туда пропустили. Или у них вход в подобные учреждения свободный (вот террористам лафа!)?

В-третьих, все о той же девушке. Никто до сих пор не назвал ее имени, фамилии, не сообщил о ее моральном состоянии. Вот интересно – диспетчер в психушку почти угодил, а его подруга? Попробуйте представить картину: сидит она дома, смотрит телевизор, узнает страшную новость с подробностями… По логике, у нее крыша должна съехать как бы не дальше, чем у любимого. А она, выходит, подумала: «Вот жалко-то как, бывает же такое. Ну, я-то не виновата». В таком случае, у нее либо вообще совесть отсутствует, либо и не было никакой девушки.

 

Наконец, по прошествии двух лет расследование закончено. Вина авиадиспетчера доказана, компания «Скайгайд» берет на себя полную ответственность за происшедшее, генеральный директор компании, глядя в объектив телекамеры скорбным взглядом, приносит глубочайшие извинения семьям погибших (на трех языках – родном швейцарском, английском и русском), президент Швейцарии шлет Путину телеграмму с теми же глубочайшими извинениями.… Все, можно закрывать дело. Но опять, опять какие-то неувязки наличествуют. Пусть простит меня покойный диспетчер, ведь о мертвых плохо не говорят, но иначе не получается. Посудите сами. Девушка испарилась в неведомом направлении. Все, о ней никто уже ничего не говорит. И диспетчер, оказывается, был не один. Двое их было на том дежурстве. Но второй почему-то ушел спать (!), бросив свое рабочее место, вместо того, чтобы вести, судя по некоторым фразам, третий (!) самолет. И бедный напарник метался между двумя терминалами, безуспешно пытаясь контролировать российский самолет, «Боинг» и этот самый третий!!! И связь была с перебоями. И экипаж российский команды на аглицком языке плохо понимал. Но ведь бортовая система предупреждения об опасности столкновения, установленная на нашем авиалайнере, подавала сигнал об опасности задолго до того, как угроза столкновения стала необратимой. Это как раз естественно – иначе, какой смысл был бы в установке подобных систем? И что, выходит, пилоты, которые, кстати, визуально наблюдали «Боинг», абсолютно игнорировали сигналы бортового компьютера, и воспринимали на веру только слова диспетчера? Вот еще одна загадочка. Если диспетчер был в таком страшном волнении, как же пилоты не смогли оценить его состояние, пусть не по эмоциональной окраске диалога с ними, но хотя бы по расхождению между  его рекомендациями и показаниями бортовых систем? Лично меня никто не сможет убедить, что командир экипажа вообще не способен отличить спокойные интонации от взволнованных. Прямо не диспетчер, а экстрасенс какой-то – за считанные минуты убедил летчиков, что он лучше разбирается в ситуации, чем бортовые системы, во весь голос кричавшие об опасности столкновения. Ну непонятно мне, почему наши летчики не действовали по обстановке, а вот так, сходу, доверились человеку, находящемуся в состоянии паники, неспособному на рассудительные действия, и даже не попытались сначала самостоятельно принять меры к устранению угрозы столкновения, а потом уже выяснять, кто был прав – они, бортовой компьютер или авиадиспетчер. Которому довериться можно было бы только в том случае, если он в собранном, спокойном, деловом состоянии, четким ясным голосом, основываясь на данных телеметрии, осуществляет связь с экипажем подконтрольного ему воздушного судна. В данном же случае о рабочем, собранном состоянии и речи быть не может. Какая, к черту, собранность, если человек в панике своей последней рекомендацией экипажу направил самолет на верную гибель! Да, и куда, кстати, делся третий самолет, и был ли он вообще? И как теперь спится по ночам второму диспетчеру – нормально, или кошмары мучают?

Еще один странный момент. В городе Карлсруэ (а расстояние между Карлсруэ и Цюрихом, надо полагать, не десять километров!) диспетчерская смена на своих локаторах прекрасно видела и ясно оценивала ситуацию. Одиннадцать раз сотрудники этой смены пытались выйти на связь с диспетчером «Скайгайд» и сообщить ему о возможном столкновении. Я подчеркиваю – одиннадцать! И дураку ясно, что попытки выйти на связь со сменой «Скайгайд» не ограничивались только звонком вахтеру на проходную «Скайгайд» и сообщением типа: «братишка,  сбегай на третий этаж, свистни дежурному по полетам, у него минут через пять с неба дождь начнется, из крыльев, колес, турбин и трупов…». Естественно, существуют и другие варианты быстро и оперативно связаться с диспетчером – сотовая связь, спутниковая, в полицию Цюриха позвонить, в конце концов.… Да мало ли вариантов, тем более в таких развитых государствах! Не могла же «Скайгайд» в одночасье оказаться полностью отрезанной от внешнего мира. Я более чем уверен, ребята из Карлсруэ перепробовали все возможные способы. Но – все безуспешно, и результат не замедлил сказаться.

Я, кстати, абсолютно уверен: даже при всем нашем бардаке российском профессиональное, моральное, физическое состояние наших пилотов очень и очень редко дает повод не доверять им штурвалы самолетов и человеческие жизни. В противном случае только у нас, в России самолеты каждый год пачками с неба валились бы.

Сторонникам «умной техники» скажу вот что: давайте не будем глубокомысленно ссылаться на развитые донельзя технологии, на автоматику, на умные машины, которые за нас все сделают, за всем присмотрят и ничему такому плохому не позволят произойти. Машины – они сами по себе не умные, а глупые. Потому что без человека, ими управляющего и приказы им отдающего, машины ничего сделать не смогут. И ошибаются машины только потому, что ошибается человек, отдающий им команды. Заявляю это со всей ответственностью, как человек, уже много лет профессионально имеющий дело с компьютерными технологиями. А до красивого будущего с разумными роботами и мыслящими компьютерами нам всем, уж поверьте, очень далеко.

 

Итак, прошло еще несколько лет. За это время в Швейцарию приехал архитектор Виталий Калоев. Приехал – и совершил то, за что получил восемь лет. Зарезал Петера Нильсена, того самого диспетчера. Восемь лет: вдумайтесь в эту цифру… Два-три года попыток хоть чуть-чуть привыкнуть к тому, что твои дети больше не позвонят тебе на мобильный, что жена больше не скажет вечером: Вить, мама звонила, спросила, приедем мы к ней на выходные?.. Два-три года полнейшего отчаяния и безысходности, невозможности смириться, и абсолютного бессилия… Да любой на его месте пришел бы, как минимум, к состоянию аффекта! И вдруг, через пять лет, выясняется – бедняга диспетчер был в жуткой депрессии! Потому как не работала какая-то там антенна, по причине ремонтных работ!! И, наконец, кульминация – пятнадцать месяцев «условно» руководству компании!!!

Хочется заорать – господа швейцарцы, вы совсем обалдели? Или наполовину? За несколько десятков погибших детей – пятнадцать условных месяцев? За смерть одного авиадиспетчера, повинного или нет – восемь лет? Или вы полагаете, что архитекторы – это люди, способные в любой момент хладнокровно убить человека? Должен вас огорчить: архитектор – профессия интеллигентная. Накладывающая свой отпечаток на менталитет человека. Гениальный доктор и скрытый маньяк Ганнибал Лектер – это, уважаемые швейцарцы, Голливуд. С реальной жизнью такие сюжеты имеют мало общего. А если и имеют – ну не похож Калоев на маньяка-убийцу под личиной образованного русского архитектора. Что ж он тогда ограничился одним диспетчером, да еще так открыто? Был бы маньяком – грамотно и жестоко перерезал бы половину персонала «Скайгайд», включая руководство.

Складывается ощущение, что в течение пяти лет расследованием кто-то умело рулил, преследуя определенные цели…

 

Я понимаю, многие, прочитав это, скажут: ну, брат, ты во всех трагедиях злобные силы ищешь. Как специальный агент ФБР Малдер в сериале «Секретные материалы» (любимый сериал автора, между прочим – прим. авт.). Может, ты считаешь, что и Чернобыльскую аварию зеленые человечки устроили, предварительно договорившись с каким-нибудь террористом № 1, тогдашним Бен Ладеном?

Нет, не считаю. И сверхгением сам себе не кажусь. Просто пытаюсь понять, почему многие люди в подобных случаях не замечают явных противоречий. Которые, кстати, не особенно и скрывают, если вам угодно, те самые зеленые человечки. Да и не утверждаю я, что ту или иную трагедию готовят заранее в качестве меры воздействия на непокорных и строптивых. Но согласитесь, катастрофу, которая уже произошла, тоже многие не отказались бы использовать в своих целях. Так что, выходит, злобным силам вроде как, и выгодно даже – не нужно на подготовку подобных случаев тратить ни денег, ни ресурсов, ни усилий. Главное – раскрутить грамотно.

 

С уважением

Александр Хамин

независимый политический обозреватель

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация