Мобильный развод лохов по-ставропольски
За суперприз - любая просьба!
Первые «изобретатели» этого способа проявили себя на Ставрополье около восьми месяцев назад, аккурат после Нового года. Нескольким жителям краевого центра пришло сообщение такого содержания: «Уважаемый абонент, радиостанция «Русское радио» сообщает Вам, что номер Вашего мобильного телефона стал победителем розыгрыша ПРИЗОВ на «Русском радио»! Теперь автомобиль за 450 тыс. долларов Ваш! Поздравляем! Более подробную информацию можно получить, позвонив с 9.00 до 19.00 по телефону ...»
Естественно, многие из псевдо-счастливцев, окрыленные фактически упавшей с неба удачей, сразу бросали все дела и начинали судорожно звонить по обозначенному номеру - за подробностями. Так сделал и Алексей Н. из Ставрополя. И вот что из этого получилось.
- Ровно через два - три гудка на том конце провода ответила барышня с довольно-таки милым голосом. Представившись Екатериной, менеджером по развлекательным проектам радиостанции, она наиподробнейшим образом ответила на все мои вопросы, - поведал нам Алексей. - Например, по поводу того, что я не участвовал ни в какой акции, девушка твердым голосом сказала: «Правильно, этот конкурс мы проводим совместно с оператором «К» (на этом месте могла быть любая компания) для популяризации нашей радиостанции; все выигрышные номера были определены случайным образом в присутствии комиссии». Далее последовало перечисление состава этой самой авторитетной наблюдательной группы, целью которой являлось - полностью исключить человеческий фактор при определении победителей. На следующий вопрос о том, где я могу забрать призы, был дан такой ответ:
«Да, конечно, в любой день с 8 до 20.00 приходите в наш офис по адресу...» И тут якобы менеджер радиостанции заявила: «Простите, чуть не забыла, для получения приза вам нужно сегодня до вечера купить карты экспресс-оплаты на сумму 1500 рублей и сообщить их пин-коды. Дело в том, что выполнение этой процедуры необходимо и является гарантом получения приза, - это связано с особенностями налогообложения. Но за это вы получаете бонус: мы проведем автомобиль по ведомостям так, что вам не придется платить больше ни копейки, никаких налогов. Подумайте!»
Алексей подумал и решил, что полторы тысячи рублей не так много за вещь ценою почти полмиллиона рублей, и все сделал, как говорили. Надо ли объяснять, что после этого он не услышал больше «ни ответа, ни привета» от поначалу приятной барышни - впрочем, как и от приписанной ею себе радиостанции.
Замечу, что указываемая «фирма-организатор» может быть абсолютно произвольной - хоть администрация президента США, которой очень захотелось поощрить простого ставропольского труженика. Но мошенники никогда не выбирают такие варианты, поскольку своим размахом они сразу заставят задуматься о правдивости, - поэтому для убеждения и берется, как правило, название какой-нибудь радиостанции (все они действительно частенько проводят разнообразные розыгрыши призов среди своих слушателей).
Номер телефона также любой: сим-карта оператора сейчас явление более чем доступное - 100-150 рублей за подключение и определенная сумма на счете. Так что на вырученные деньги их можно покупать мешками. А тот факт, что для этого требуется паспорт, чаще всего с лихвой окупается лишним полтинником на каждый комплект - особенно, если это не фирменный салон, а незатейливый ларек пять на пять метров.
Бывает, что мошенники сами звонят абонентам, минуя разминочную стадию SMS-сообщений. За вычетом этого схема обмана та же.
По причине новизны в момент зарождения рассматриваемого вида «развода» никто не обратил должного внимания на то, что каким-то там десяти пользователям, общее число которых у нас составляет почти 3 млн., пришли подобного рода сообщения, и, четко последовав изложенным там инструкциям, люди сократили свой бюджет: кто-то на 500 рублей, а кто-то и на 5 тысяч.
Из-за отсутствия должного контроля подобный вид мошенничества, по состоянию на начало августа, распространился буквально по всему краю: появились сотни новых жертв в Ставрополе, Невинномысске, Минеральных Водах, Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске и многих-многих других городах.
«Посылать - не посылать коды на указанный номер?» - раздумывали потенциальные жертвы. И многие все же решали, что им выпал тот самый счастливый билет и они обязательно должны его взять... Ах, сколько же еще у нас доверчивых граждан...
«Не заплатишь - друга посадим...»
Этот тип «развода» встречается намного реже, чем предыдущий, так как вариант является более привилегированным и позволяет даже при одной удачной попытке значительно повысить свое материальное состояние. Основывается он на типичном желании человека помочь ближнему.
Михаилу из Пятигорска неожиданно позвонили с незнакомого номера. Человек на другом конце провода представился сотрудником ГИБДД и сообщил, что у его друга серьезные проблемы.
- Он ехал на автомобиле и нарушил правила дорожного движения: поехал на красный свет и сбил человека, - заявил якобы инспектор. - Теперь ему грозит лишение свободы на срок до 10 лет. Но все можно «замять». Для этого в срочном порядке (час времени) нужно приобрести карты экспресс-оплаты услуг сотовой связи больших номиналов на тысячу долларов и продиктовать их пин-коды «сотруднику органов».
Стремясь как можно быстрее выручить друга из беды, ошарашенный Михаил выполнил требования звонящего. А затем (только затем) набрал номер этого самого друга и, разумеется, узнал, что тот вообще сейчас в Москве.
Примерно так недавно «развели», кстати, отца известного певца Владимира Преснякова. Ему позвонили и сказали: «У вашего сына крупные проблемы, и чтобы хоть раз еще увидеть его, вы должны зачислить на такой-то счет такую-то сумму». Сумма, разумеется, была перечислена, но когда отец позвонил Володе, выяснилось, что у него все нормально и ни в какие криминальные или неприятные ситуации он не попадал.
НА ЗАМЕТКУ
Где проверить информацию?
«МегаФон» - 89282000000 или 0500 (с номера, подключенного к «МегаФону»)
«Билайн» - 8 (8652) 94-9494 или 0611 (с номера, подключенного к «Билайну»)
МТС - 89187800801 или 0801/0890 (с номера, подключенного к МТС)
КОМПЕТЕНТНО
Ирина Басарева, пресс-секретарь Ставропольского филиала одного из известных телефонных операторов сотовой связи:
- Вариаций виртуозной игры на азарте или на человеческих чувствах при помощи мобильного друга множество. Но во всех случаях главное средство защиты для абонента - здравый смысл. Ни одна серьезная структура не проводит лотерей, в которых вы выигрываете, даже не зная о своем участии в розыгрыше призов. Если вам звонят и поздравляют с победой, правильно было бы позвонить в абонентскую службу компании и проверить, действительно ли ею проводится данная рекламная акция.
Все подобные обращения фиксируются, и информация по ним передается в службу безопасности компании, которая активно сотрудничает с правоохранительными органами и оказывает помощь в пресечении случаев мошенничества, совершенного при помощи высоких технологий, в том числе средств коммуникаций. Процедура борьбы с мошенничеством была разработана и прекрасно зарекомендовала себя в течение 2,5 лет.
НАПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ
Памятка каждому пользователю
Ни при каких условиях не активируйте карточки экспресс-оплаты и не переводите деньги каким-либо другим способом на неизвестный номер. Особенно, если вы даже не слышали голоса его владельца, а лишь общались через службу SMS. Что касается операторов сотовой связи, то они никогда не просят - неожиданно! - заплатить за последующие услуги (абонентская плата не в счет, так как является регулярным строго определенным платежом, обговоренным при заключении и переоформлении контракта на предоставление услуг связи).
Если вас пугают несчастным случаем, произошедшим с близким человеком, то постарайтесь не паниковать, а для начала разыскать его, испробовав все доступные способы. Позвонить друзьям и справиться у них, не знают ли они чего, например, о Васе. Можно официально обратиться в милицию. Но ни в коем случае не перечисляйте денег, ни копейки.
Если вы решились позвонить или написать по указанному номеру, начинайте разговор или переписку с конкретных вопросов: как имя и фамилия потерпевшего, можно ли с ним поговорить, сколько ему лет, как он выглядит. И даже если мошенники обладают какой-то информацией, то она далеко не исчерпывающая, поэтому подвох заметить будет несложно.
Всегда проверяйте и контролируйте свой баланс, узнайте телефон службы по работе с клиентами своего оператора и запишите его в записную книжку. А если будут прецеденты мошенничества, то сразу звоните оператору, где вам дадут информацию по всем акциям.
"Комсомольская правда на Северном Кавказе"