Паника. Голод. Революция?
Ситуация вышла из-под контроля ЦБ. Чтобы попробовать ее исправить, необходимо применить крайне непопулярные, болезненные меры. Доллар по 50 рублей – это только начало. Что ждет россиян в ближайшем будущем. Честный прогноз от известного уральского экономиста.
Ситуацию на валютном рынке можно описать одним емким словом — паника. Курс евро пробил отметку в 60 рублей и установил новый рекорд. Доллар может вырасти до 50 рублей даже не в ближайшие дни, а в часы. О том, что это произойдет, «URA.Ru» предупреждало своих читателей больше двенадцати месяцев назад. Еще в июне прошлого года наш эксперт, кандидат экономических наук Константин Селянин спрогнозировал рост курса доллара и евро до нынешних значений. Мы попросили аналитика простым языком рассказать о том, что происходит сейчас на бирже, как предотвратить крах российской финансовой системы, стоит ли готовиться к революции и как в этой непростой ситуации быть рядовым гражданам. Все инструкции — в экспертном мнении Константина Селянина.
«На текущий момент, на мой взгляд, ситуация абсолютно вышла из-под контроля наших монетарных властей. Прежде всего, Центробанка. Сейчас уже торгуют чуть выше 48 рублей за доллар и уже под 60 рублей за евро. Более того, видно, что на сегодняшний день Центральный банк России отказался, по каким-то неведомым мне причинам, от выполнения одной из основных своих функций, которая записана, к примеру, в законе о Центральном банке. Эта функция звучит так: «Поддержание курса национальной валюты», то есть рубля. Так вот, Центральный банк, вместо того, чтобы заниматься тем, что ему предписано, в понедельник утром, на этой неделе заявил о том, что он сокращает интервенции на валютном рынке до мизерных 350 млн долларов в день. При том, что для поддержания рубля ранее банк тратил и по миллиарду и более ежедневно. Это означает, что на сегодняшний день Центральный банк расписался, фактически, в своей неспособности выполнять одну из ключевых своих функций.
Никто из других представителей монетарных властей (Минфин, председатель правительства и даже президент) по этому поводу не высказался. Видимо, это их не очень волнует. То, что произошло в реальности (всего за месяц с небольшим рубль потерял порядка четверти, а с начала года уже треть своей стоимости) — это, конечно, должно вызывать вопросы и какую-то озабоченность у наших властей. Но почему-то ее нет. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что наши власти утратили контроль над ситуацией. Ситуация на валютном рынке становится неуправляемой. Поэтому, если брать краткосрочные прогнозы, то может произойти все, что угодно. Мы можем увидеть уже сегодня 50 рублей за доллар и 60 рублей за евро. И в принципе здесь можно фантазировать до бесконечности. Вопрос в том, что в какой-то момент эта ситуация должна быть взята под контроль. Нашим монетарным властям, хочется им это или нет, придется предпринимать серьезные меры.
Пока те меры, которые предпринимал ЦБ, оказались, мягко говоря, неудачными. Напомню, что в пятницу на прошлой неделе была резко поднята ключевая ставка. Фактически, ставка рефинансирования, учетная ставка Центрального банка. С 8% годовых до 9,5%. Это очень серьезная мера, которая была призвана дать эффект в краткосрочном периоде, то есть сбить волну падения рубля. Но, как мы видим по факту, она не только его не сбила, но даже усилила процесс.
Эта мера крайне вредна в среднесрочной и тем более в долгосрочной перспективе. Потому что вслед за столь резким повышением ставки, безусловно, вырастут и все ставки в экономике. В том числе и ставки по кредитам для предприятий, для физических лиц и т.д. То есть это означает, что российские предприятия, которые и так испытывают очень серьезные сложности, что выражается в отсутствии роста ВВП и экономики, просто будут не способны работать дальше. По крайней мере, многие из них. Если до сегодняшнего дня ставки по кредитам были (для предприятий среднего размера) порядка 15-16% годовых, то сейчас они вырастут минимум до 18%, а может быть и выше. Это означает, что предприятия при такой стоимости кредитных ресурсов и при такой степени закредитованности будут вынуждены разоряться. Соответственно, люди будут терять работу.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня наши монетарные власти и вообще власть утратили контроль над ситуацией не только на валютном рынке, но и над экономикой в целом. Последствия этот факт будет иметь самые трагические. Происходящее, наверное, можно будет замалчивать неделю, вторую, третью, но нужно понимать, что когда россияне пойдут на Новый Год и поймут, что должны потратить на треть больше на тот же набор продуктов и подарков, чем год назад, либо выяснится, что они вообще не могут это сделать и вынуждены будут сидеть за пустым столом, то, наверное, это приведет еще и к каким-то социальным недовольствам и последствиям.
Рассуждать о последствиях можно сколько угодно, они могут быть любыми, их спектр крайне обширен. Сегодня мы не слышим ни заявлений по текущей ситуации, ни по экономической политике Российской Федерации, ни о ее приоритетах. Чего-то внятного и понятного нет. А значит, и происходит все, что угодно. Начиная от дальнейшего роста курсов (мы можем показать и 50 рублей за доллар, и 70 за евро, тут я не буду ничему удивляться), мы можем увидеть какие-то, спонтанные действия, связанные, например, с ограничением хождения валюты или с замораживанием валютных счетов. Я тоже этого не исключаю. Для того, чтобы снова взять ситуацию под контроль, под управление, необходимо будет предпринимать радикальные меры. Очень болезненные.
Очевидным последствием того, что сейчас происходит на валютном рынке, станут два события. Первое — это резкое падение уровня жизни россиян. Это связано с тем, что до сих пор у нас более половины продуктов, например, питания — импортные, закупаются за валюту. Хотим мы этого, или нет, но никакого импортозамещения, тем более мгновенного, не произойдет. Таким образом, как минимум в этой сфере падения курса рубля скажется на каждом россиянине. Мы это почувствуем, когда пойдем в магазин за продуктами или техникой, в аптеку за лекарствами.
Надо готовиться к падению уровня жизни. Россияне не смогут покупать то, к чему привыкли. Некоторые просто не смогут, некоторые будут вынуждены тратить намного больше. В отличие от ситуации 2008 года, от 1998 года доходы россиян все-таки не растут. В сентябре этого года в первый раз за всю историю XXI века было зафиксировано падение реальных доходов россиян. Пока нет данных за октябрь, но я думаю, что лучше не стало. Это означает, что происходит, наверное, самое страшное и опасное, что может происходить: доходы падают, а цены растут. И понятно, что этот процесс еще более усугубит положение обычных граждан. К Новому году это уже будет очень явственно и очень болезненно для всех.
Второе последствие, которое будет немного отсрочено по времени, но тоже непременно произойдет — падение российской экономики. Причем падение существенное. Если раньше были ожидания, что в этом году мы покажем мизерный, но рост по ВВП, а в следующем году этот рост будет чуть больше, то теперь можно однозначно сказать, что никакого роста в этом году не будет. И почти наверняка в следующем году будет падение ВВП, причем оно может стать достаточно серьезным, по сравнению с тем, что происходило в 2008-09 годах.
Эти два последствия, к сожалению, наступят уже неминуемо, независимо от того, насколько быстро и каким образом будет взята ситуация на валютном рынке под контроль. Поэтому если говорить о долгосрочном сценарии, я не исключаю, что в какой-то момент будут приняты радикальнее меры, позволяющие взять ситуацию на валютном рынке под контроль. Это будет означать, что российский рубль прекратит падать и даже, может быть, несколько укрепится. На 2, 3 или 4 рубля с неких уровней. С каких — сложно сказать: с 50 рублей, с 48 или с 60 за доллар. Но так или иначе дальше ситуация все равно будет развиваться в негативном ключе. Все равно рубль будет слабеть, либо он будет как-то ограничен в хождении иностранной валюты.
Говоря о том, почему был потерян контроль над ситуацией, я бы отметил непрофессионализм в государственном управлении. Каждое министерство и ведомство отвечает за какой-то конкретный участок, относительно небольшой, а вот управление общей картиной отсутствует. Тот же ЦБ, сосредоточившись на таргетировании инфляции, не интересовался, каким будет курс и как себя будет при этом чувствовать экономика. С точки зрения инфляции Центральный банк и эту задачу не выполняет. По факту инфляция все равно больше 6%, которые ожидались. Сейчас совершенно ясно, что она будет очень близка к 10%, и это только официальная инфляция. При такой структуре завязанности на импорт она будет еще больше в следующем году.
Нет единого управления экономикой и тем, что называется монетарная политика. Налоговая политика отдельно, внятная экономическая политика фактически отсутствует, денежно-кредитная политика — отдельно. Получается ситуация «лебедь, рак и щука». То есть каждый по себе лебедь, рак и щука — вполне сильные животные, способные выполнить свою локальную задачу, но будучи запряжены втроем в повозку, они тянут в разные стороны. Результат ровно такой же, как у Крылова. Потому что Центральный Банк не понимает или не хочет понимать очень простую вещь: что тот же рост ставки и допущение ослабления рубля угробят российскую промышленность. Просто угробят. Но Центральный банк по этому поводу нисколько не переживает.
Чтобы повлиять на ситуацию, попробовать ее изменить — придется делать шаги, которые сложно назвать либеральными. И более того, я бы назвал это изоляционистской политикой. По факту мы оказались в ситуации, как страна и экономика, когда, с одной стороны, мы очень сильно зависим от внешних рынков (это касается и зависимости от финансовых рынков, и зависимости от товарных рынков), поэтому политика изоляционизма здесь вынужденно необходима. На мой взгляд.
Такие примеры уже были в истории России и показали свою действенность. Первое, что можно сделать, это обязать экспортеров продавать свою валютную выручку. Если вы вспомните, что еще лет 10 назад экспортеры были обязаны сразу, прямо в день поступления продавать всю свою валютную выручку Центральному банку и не могли ее придерживать, как это происходит сейчас. А потом уже ограничения постепенно смягчались: сначала это было 50% валютной выручки, потом 25, потом 5-6, а затем это ограничение было снято полностью. Сейчас эту меру вполне можно вернуть. Да, она административная, жесткая и не либеральная, но она способна мгновенно увеличить предложение валюты. И тем самым, конечно, сбить падение рубля. Это если говорить о локальных мерах.
Да, наверное, надо ограничивать операции по вывозу капитала. Это мера, которая тоже не демократичная и не либеральная, но, к примеру, такие ограничения существовали в 1998 году, когда иностранцы не могли вывезти деньги за рубеж из России. Это можно сделать и сейчас, по крайней мере, временно. Это будет очень способствовать стабилизации ситуации. Безусловно, ЦБ должен вернуться на валютный рынок и проводить интервенции. Причем в том объеме, в котором необходимо, чтобы сбить этот курс. Понятно, что эта мера приведет к утрате части валютных резервов, но если этого не сделать, то последствия будут еще хуже. Поскольку тогда речь пойдет об утрате российской экономики.
Безусловно, надо ставить вопрос о руководстве правительства. На мой взгляд, тот человек, который сегодня его возглавляет, Дмитрий Анатольевич Медведев, из него, извиняюсь, председатель правительства (как помягче бы сказать...), ну как пуля из одного материала. Он явно не способен, на мой взгляд, чем бы то ни было управлять и принимать какие-то решения.
Также надо менять и экономический блок, потому что те люди, которые сегодня представляют монетарные власти, очевидно, расписались в своей беспомощности. Речь даже и не идет о том, чтобы призвать их к ответственности, Бог с ними, речь идет о том, что надо просто поставить людей, которые могут проводить адекватную экономическую политику. Хотя бы сформулировать ее, а потом уже как-то реализовывать.
Вот такой набор мер, начиная от мер административных и кадровых, заканчивая (это более широкая задача) формулированием экономической политики Российской Федерации на ближайшие годы в текущих условиях, когда у нас санкции, и мы находимся в таком весьма плачевном положении. Если не сделать этого, ситуация продолжит развиваться сама собой и может закончиться трагическими последствиями. Я не исключаю и каких-то революционных подвижек, несмотря на то, что нас успокаивают. Но когда люди поймут, что они не могут купить себе и детям лишний кусок хлеба, колбасы или лекарства, то, наверное, не исключены социальные последствия. Надеюсь, что понимание этого у наших властей все-таки есть, и хотя бы в целях самосохранения они должны будут предпринять необходимые шаги.
А если говорить об экономической политике, то необходимо сделать по крайней мере, две вещи: первое — это очень жестко пресечь монополизм в экономике, во всех сферах, в том числе и изменить налогообложение ключевых отраслей (прежде всего, газовой). И вторая — это необходимо изменить налоговую политику в сторону смягчения для МСБ и простых граждан, и упрощения возможности ведения бизнеса в России, заканчивая ужесточением налогообложения естественных монополий.
Что я могу посоветовать обывателям в этих непростых условиях? Во-первых, не поддаваться панике. Насколько это возможно, понимая всю неопределенность и сложность. Если у вас есть валюта или валютный вклад, то подождите ее продавать, пока ситуация немного не прояснится. Если вы собираетесь покупать доллары и на этом заработать, то лучше сейчас этого не делать, потому что, как я сказал, в какой-то момент ситуация все равно развернется и, наверное, за таким ростом может последовать и достаточно серьезное укрепление рубля. То есть не стоит покупать и не стоит продавать доллары. Не стоит вообще делать каких-то резких движений. Вот когда эта неопределенность уйдет или, по крайне мере, станет меньше, чем сейчас, вот тогда уже можно будет говорить о каких-то движениях.
Наверное, стоит подстраховаться от крайних случаев, о которых я сказал (действительно, могут быть ограничения на банковские вклады и т.д.). Надо понимать, что может быть, какую-то часть сбережений (если они есть) можно хранить и в наличной валюте. Это может оказать надежнее, чем банковский вклад. Безусловно, не стоит рассматривать такие средства сбережения, как недвижимость. Потому что недвижимость в периоды нестабильности и кризиса ставится низколиквидной. И продать недвижимость в период кризиса по хорошей цене вы просто не сможете. Тем более быстро. Это актив, который не рекомендуется в период кризиса вообще.
Совершенно очевидно, что рублевые вклады будут обесценены девальвацией, поэтому если и делать рублевый вклад, то краткосрочный. Например, не на год, а на полгода. Те же вложения в золото (то есть в обезличенное золото) они, по крайней мере, будут отражать изменения валютного курса, это отчасти страхует от падения рубля. Это тоже может оказаться неплохим инструментом. Безусловно, валютные депозиты, если вы уверены, что не будет значительных ограничений хождения валюты, тоже актуальны.
Вот тот набор мер. Но самое главное, что позволяет чувствовать в период кризиса себя относительно хорошо — это работа. Если вы профессионал и она у вас есть, то держитесь за эту работу. Обязательно. Это позволит вам даже в периоды кризиса заработать хотя бы на кусок хлеба. Поэтому неуклонно повышать профессиональный уровень — это самый, наверное, действенный способ в ситуации существенных изменений".