Menu

Прокурор Нефтекумского района разъясняет

Внесены изменения в Закон РФ «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений

Федеральным законом от 08.11.2011 №310-ФЗ внесены изменения в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений.

Согласно новой редакции указанных статей Закона РФ «Об образовании» правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения должны обеспечивать прием в указанное учреждение граждан, которые проживают на территории муниципального района (городского округа), закрепленной органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Таким образом,  органы местного самоуправления должны закрепить за конкретным муниципальным образовательным учреждением определенную территорию муниципального образования. Школы, детские сады в свою очередь обязаны обеспечить прием детей, проживающих на закрепленной за ними территории.

Изменения вступают в законную силу с 01.01.2012.



Декриминализированы уголовно-наказуемые клевета и оскорбление

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признаны утратившими силу статьи 129 УК РФ - клевета, 130 УК РФ -оскорбление, 298 УК РФ – клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя.
С 8 декабря 2011 года за клевету, оскорбление, клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде предусмотрена административная ответственность, в связи с чем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьями 5.60 (клевета), 5.61 (оскорбление), 17.16 (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава).
Часть первая статьи 5.60 КОАП РФ устанавливает административную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Часть 2 - предусматривает ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, часть 3 – за клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Введена административная ответственность за непринятие мер к недопущению клеветы в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (часть 4 ст. 5.60 КоАП РФ).
Санкции частей 1,2,3 указанной статьи предусматривают наложение административных штрафов на граждан, должностных и юридических лиц, часть 4 – только на должностных и юридических лиц.
Административная ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, предусмотрена статьей 5.61 КоАП РФ.
По части второй указанной статьи ответственность наступает в случае оскорбления, содержащегося в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации квалифицируется частью 3 статьи 5.61 КоАП РФ
За совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 5.61 КОАП РФ предусмотрены административные штрафы, которые могут быть наложены на граждан, должностных и юридических лиц, по части 3- только на должностных и юридических лиц.
Административная ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава установлена статьей 17.16 КоАП РФ.
Часть 1 ст. 17.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде и влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных и юридических лиц.

Те же действия, совершенные в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, в связи с производством предварительного расследования, исполнением приговора суда, принудительным исполнением иного судебного акта, акта иного органа или должностного лица, а также в связи с обеспечением установленного порядка деятельности судов, квалифицируются по части второй статьи и влекут так же наложение административного штрафа на граждан, на должностных и юридических лиц.
Если действия, предусмотренные частью 1 или 2 настоящей статьи, соединены с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то административная ответственность наступает по части третьей статьи 17.16 КоАП РФ. Совершение указанного правонарушения влечет наложение на граждан административного штрафа или административный ареста, на должностных и юридических лиц - административного штрафа.


Изменена редакция статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Федеральным законом от 08.11.2011 № 308-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изменения касаются квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, согласно которым указанные требования не должны содержать ограничений для должностных лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, не предусматривающей дисквалификацию таких лиц.

Кроме того, законом введена обязанность для работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём выявления операции, направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения о таких операциях.
Статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, изложена в новой редакции. Внесённые изменения определяют размер административных штрафов в указанной сфере на должностных лиц от десяти до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, на юридических лиц от пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Изменена статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующая условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (вступившим в силу с 03.12.2011) внесены изменения в статью 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующую условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими.

В соответствии с указанной правовой нормой граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения со службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Аналогичное требование содержится и в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения со службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Нарушение работодателем вышеуказанных требований закона при привлечении к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих влечет за собой административную ответственность по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.


Федеральным законом от 06.11.2011 № 292-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

В частности определены конкретные составы преступлений, уголовные дела о которых рассматриваются коллегией из трех судей по ходатайству обвиняемого, заявленному до назначения судебного заседания.

К таким преступлениям отнесены убийство с отягчающими обстоятельствами, похищение человека, изнасилование и насильственные действия сексуального характера при наиболее значимых отягчающих обстоятельствах, предусмотренных отдельными частями соответствующих статей УК РФ, террористический акт, бандитизм, организация преступного сообщества, а также ряд других преступлений против общественной безопасности, правосудия, порядка управления, мира и безопасности человечества.

При этом уголовные дела по отдельным составам преступлений, а именно уголовные дела о насильственных действиях сексуального характера (при определенных отягчающих обстоятельствах), о содействии террористической деятельности, о публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма, в изменение действующего порядка отнесены к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, то есть к подсудности судов, штатная численность которых позволяет обеспечить рассмотрение дел коллегией из трех судей.


О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в действие с 8 декабря 2011 года, внесены изменения в статью 15 УК РФ, предусматривающую категории преступлений.
В соответствии с новой редакцией части второй статьи 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Ранее данный срок составлял 2 года лишения свободы.
Изменена редакция части третьей статьей 15 УК РФ, согласно которой к преступлениям средней тяжести помимо умышленных деяний, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы, отнесены и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года, вместо двух лет, предусмотренных ранее.
В связи с этим по ряду преступлений, отнесенных ранее к категории средней тяжести, изменилась категория преступления на менее тяжкую.
Данные изменения коснулись части 2 статьи 109 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей; части первой статьи 112 УК РФ за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; части 1 первой статьи 228 УК РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере; части второй статьи 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, и других статей Уголовного кодекса РФ.

Данные изменения закона имеют существенное значение как влекущие за собой определенные правовые последствия, улучшающие положение лица, совершившего преступление.
Так, в соответствии с частью четвертой статьи 18 УК РФ судимости за умышленные преступления небольшой тяжести не учитываются при признании рецидива, применяются сокращенные сроки давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости.
Кроме того, статья 15 УК РФ дополнена частью шестой следующего содержания: с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы.
С учетом положений статьи 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, поэтому в предусмотренном законом порядке подлежат пересмотру не только вновь вынесенные приговоры, но и вступившие в законную силу.


Изменены нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях

Федеральным законом от 06.12.2011 № 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступающим в силу с 07.01.2012 года,   в  Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения

 В частности изменена статья 4.2 и расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В указанный перечень дополнительно включены следующие обстоятельства:

добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

оказание лицом, совершившим правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу;

добровольное возмещение лицом, совершившим правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.

Кроме того, введена  новая статья 25.15, устанавливающая порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.

Также, Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.8, устанавливающей порядок исчисления сроков.

  Установлено, что сроки предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

  При этом установлено, что положения  статьи 4.8 не применяются, если другими статьями Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.


На судебных приставов возложена обязанность осуществлять административное выдворение

Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О судебных приставах", согласно которым на службу судебных приставов возлагается исполнение решений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответствующие изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

          Кроме того, КоАП РФ предусмотрена ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за уклонение от исполнения решения суда об административном выдворении в форме самостоятельного выезда, и организаций и индивидуальных предпринимателей за незаконное использование в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав».

          Теперь иностранный гражданин либо лицо без гражданства, не исполнившее решение суда об административном выдворении за пределы РФ подлежит принудительному выдворению с одновременным наложением штрафа в размере до  5 тыс. рублей.

          В случае использования в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний виновные лица будут подвергнуты штрафу в размере от 40 до 500 тыс. рублей.



В России вводится новый вид уголовного наказания - принудительные работы

Федеральным законом от 04.12.2011 № 420-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты, которые вступают в силу с 8 декабря 2011 года.

В частности, статья 44 УК РФ, предусматривающая виды наказания, дополнена новым видом наказания – принудительные работы, которые применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.   Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет  соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда,  в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами 1 или 2 группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Изменения в законодательство РФ в части принудительных работ начнут применяться с 1 января 2013 года.



Новое о порядке освобождения из исправительного учреждения

В соответствии с Федеральным законом от 06.11.2011 № 294-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения в часть пятую статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующую прекращение отбывания наказания и порядок освобождения из мест лишения свободы.

Так, в соответствии с изменениями, досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующего постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от наказания производится утром, дня, следующего за днем истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.

Указанные изменения устраняют двоякое толкование норм УИК РФ. Так, в соответствии с предыдущей редакцией части пятой статьи 173 УИК, досрочное освобождение от отбывания наказания производилось в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня — утром следующего дня. При этом У РЖ РФ не указывал, должно ли решение суда, поступившее в учреждение, исполняющее наказания, быть вступившим в законную силу. Зачастую на практике имели место случаи, когда в учреждение, исполняющее наказания, поступало решение суда, не вступившее в законную силу. В таком случае, при буквальном понимании положений предыдущей редакции части пятой статьи 173 УИК такое решение подлежало исполнению.
Кроме того, статьей 2 указанного Федерального закона внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а именно в часть пятую статьи 388, часть четвертую статьи 389.33, статью 401, регламентирующие порядок направления копий кассационного определения или выписки из резолютивной части кассационного определения, копий апелляционных приговора, постановления или определения либо выписка из их резолютивной части в соответствии, с которыми осужденный подлежит освобождению из-под стражи или от отбывания наказания, незамедлительно направляется соответственно администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания. Если осужденный участвует в заседании суда кассационной инстанции, апелляционной инстанции, кассационное определение, апелляционные приговор, апелляционные постановление или определение в части освобождения осужденного из-под стражи или от отбывания наказания исполняется немедленно. При этом, при внесении представления на постановление суда, в соответствии с которым осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания, прокурор письменно уведомляет об этом администрацию места отбывания наказания до истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.
 
Указанные изменения вступили в силу 20 ноября 2011 года.



О новых правилах проведения технического осмотра автотранспортных средств

С 1 января 2012 года вступают в силу новые Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008.

Согласно новым правилам, технический осмотр проводится аккредитованными в установленном порядке специализированными организациями. Для проведения техосмотра заявитель обращается к любому оператору в любой пункт технического смотра вне зависимости от места регистрации.

Также с 1 января 2012 года будет применяться новая форма талона технического осмотра транспортных средств в виде карточки зеленого цвета размером 105 х 74 мм. В новой форме не будет указываться фамилия собственника транспорта, а также государственный регистрационный номер.

В связи с изменениями в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 января 2012 года договор ОСАГО будет заключаться только при предоставлении талона технического смотра.


Об ограничениях на занятие трудовой деятельностью в определенных сферах лицам, имеющим судимость

Федеральным законом от 23.12.2010 № 387-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Статьей 65 ТК РФ предусмотрено, что помимо паспорта, документов об образовании, квалификации и иных документов лицо, поступающее на работу, должно предоставить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Статьей 331 ТК РФ установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законною силу приговором суда, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Согласно требованиям статьи 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Перечень обстоятельств, не зависящих от воли сторон и влекущих прекращение трудового договора, предусмотренных ч. 1 ст. 83 ТК РФ, вышеуказанным Федеральным законом дополнен пунктом 13, предусматривающим возникновение установленных Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Таким образом, в случае появления сведений о наличии вышеуказанных ограничений у лица, состоящего в трудовых отношениях с работодателем до 07.01.2011 (до момента вступления Федерального закона от 23.12.2010 № 387-ФЗ в законную силу), работник должен быть уволен на основании п. 13 ст. 83 ТК РФ.

Трудовые отношения с работником, заключенные в период действия указанного Федерального закона (с 07.01.2011) в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, должны быть прекращены на основании абз. 6 ст. 84 ТК РФ.

В случае несогласия с увольнением, в соответствии со ст. 391 ТК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула.


Об уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр

Федеральным законом от 20.07.2011 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, новеллой которого явилась статья 171.2, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр. Первая часть статьи предусматривает ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, сопряженные с извлечением дохода в крупном размере. В качестве наказания определены штраф в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, ограничение свободы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет. Часть вторая предусматривает ответственность за совершение действий, указанных в части первой, сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере, а также совершенные организованной группой. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового. Указанные изменения направлены на ужесточение ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр. Согласно закону под азартными играми понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой, либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Под игровым оборудованием имеются в виду устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, в том числе игровой стол, игровой автомат. Игорная зона - это часть территории Российкой Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой установлены в соответствии с федеральным законодательством. Разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Орган управления игорной зоной должен представлять собой орган исполнительной власти субъекта Российкой Федерации, специально созданный для целей управления игорной зоной, осуществляющий свои полномочия на основе принятого органом законодательной власти субъекта нормативного правового акта. Проведение азартных игр состоит в непосредственном участии в заключении соответствующих сделок с участниками игр. Организация азартных игр может состоять в организации совершения преступления в виде проведения игр, в руководстве проведением игр, в создании организованной группы с целью незаконного проведения азартных игр, когда далее лицо в руководстве группой уже не участвует, но в соответствии с его замыслом участники организованной группы извлекают не менее чем крупный доход в результате незаконного проведения азартных игр. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 171.2 УК РФ окончено с момента извлечения дохода в крупном размере. Преступление совершается умышленно. По отношению к размеру дохода умысел может быть не конкретизированным. К ответственности по указанной статье могут быть привлечены юридические лица и лица, не находящиеся в трудовых отношениях с каким-либо юридическим лицом, но фактически незаконно осуществляющие указанный вид деятельности. Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами
Архив материалов


Об уголовной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним

Федеральным законом от 21.07.2011 N 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции" Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 151.1, предусматривающей ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно. Санкция статьи предусматривает в качестве наказания штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Под розничной продажей алкогольной продукции применительно к ст. 151.1 УК следует понимать реализацию алкогольной продукции юридическими лицами (организациями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, состоящими с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющими отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы). Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним не допускается. При возникновении у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, он вправе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить его возраст. В случае однократного нарушения указанного запрета предусмотрена административная ответственность по ч.2.1 ст.14.16 КоАП. Согласно примечанию к ст. 151.1 УК РФ привлечению к уголовной ответственности подлежит лицо, которое имеет административное взыскание за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции и в течение 180 дней совершило аналогичное деяние. К ответственности может быть привлечен не только продавец, но и должностные лица организации, если будет установлено, что они способствовали или подстрекали продавца к незаконным действиям.


Еще раз об уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств

Наркотические средства, психотропные вещества, а также сильнодействующие и ядовитые вещества широко распространены в незаконном обороте. Ежегодно на территории Воронежской области за совершение преступлений в этой сфере осуждается более тысячи человек. И это только «верхушка айсберга», так как латентность этих преступлений достаточно велика.

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также растений, содержащих такие вещества, установлена девятью статьями Уголовного кодекса РФ.

Уголовно наказуемыми считаются: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта; незаконные производство, сбыт или пересылка; нарушение правил оборота; хищение либо вымогательство; склонение к потреблению; незаконное культивирование; организация либо содержание притонов для потребления; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов; контрабанда. В отношении сильнодействующих и ядовитых веществ уголовно наказуемыми считаются изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта или сбыт.

К уголовной ответственности за преступления в данной сфере привлекаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением ответственности за хищение либо вымогательство наркотических и психотропных веществ, которая наступает с 14 лет.

За совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств уголовным законом предусмотрены различные виды наказаний как основных, так и дополнительных, вплоть до 20 лет лишения свободы.

Вместе с тем, наряду с карательными мерами борьбы с наркотизмом законодатель также предусмотрел и профилактические, к числу которых относится примечание к ст. 228 УК РФ, которым предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при незаконных действиях с наркотиками. В соответствии с ним лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.



Перевозчиков пассажиров обязали оборудовать транспортные средства системами спутниковой навигации


В соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2011 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанной деятельности регламентируется Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.09.2011 №790, которым внесены изменения Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с 1 января 2012 года одним из лицензионных требований при осуществлении данного вида деятельности станет наличие у перевозчика транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

С 1 июля 2012 года использование автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, не оснащенного в установленном порядке указанной аппаратурой, будет являться грубым нарушением лицензионных требований и условий.



Президентом РФ подписан Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ впервые на законодательном уровне даны определения понятий, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи – «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание» и др. Впервые раскрыты понятия «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения».

Законом закреплены принципы охраны здоровья граждан. Каждый принцип подробно раскрывается и детализируется. Так, определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Принцип приоритета профилактических мероприятий характеризует переход от системы здравоохранения, направленной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

В отдельной главе регламентированы права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья. При этом прописаны четкие механизмы их реализации и защиты. Законом закрепляются основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и или тканей человека. Важнейшим элементом регулирования правоотношений стали нормы, устанавливающие порядок определения момента смерти человека.

Впервые предусмотрена возможность использования тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях в случаях наличия письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, а также если тело не востребовано после смерти человека членами его семьи в целях его погребения.

Упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Законодательно устанавливается, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги при оказании скорой медицинской помощи, при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы (за исключением произведенных по гражданским и арбитражным делам) и др.

В рамках совершенствования института ответственности в сфере охраны здоровья граждан введена норма о профессиональной ошибке медицинского работника. Решение о признании профессиональной ошибки будет приниматься коллегиально комиссией по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровью пациентов.

Закон вступил в законную силу со дня опубликования – 22.11.2011.


С 15 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»


Федеральный закон устанавливает основные гарантии права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Согласно закону оказание бесплатной юридической помощи будет осуществляться в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и др.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

- инвалиды I и II групп; ветераны ВОВ, Герои России, Герои СССР, Герои Социалистического Труда;

- дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также их представители;

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители;

- граждане, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы. Бесплатная юридическая помощь будет также оказываться в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи, участниками которой являются юридические клиники и негосударственные юридические центры.



Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием

Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в действие с 8 декабря 2011 года, внесены значительные изменения в ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Новую редакцию получила статья 165, которая предусматривает уголовную ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.165 УК РФ требуется причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в крупном размере. При отсутствии признаков уголовно-наказуемого деяния виновный может быть привлечен к административной ответственности по ст.7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая введена вышеназванным Федеральным законом.

В новой редакции статья 165 УК РФ предусматривает две части.

В первой части ответственность предусмотрена за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.

Наказание за данное преступление помимо штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, предусматривает принудительные работы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Часть вторая предусматривает ответственность за совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи причинивших особо крупный ущерб; совершенных группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

Санкция части второй статьи предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового или с ограничение свободы на срок до двух лет или без такового.

Преступление характеризуется действиями, состоящими в обмане или злоупотреблении оказанным виновному доверием, в результате чего собственнику причиняется имущественный ущерб в крупном размере. Крупным размером ущерба признается стоимость, превышающая 250 тысяч рублей.

В отличие от различных форм хищений, когда происходит изъятие отчуждение имущества, причинение имущественного ущерба предполагает использование чужого имущества для получения дивидендов, части прибыли, или, наоборот, использование чужого имущества без должной компенсации или оплаты.

Преступление признается оконченным с момента фактического причинения имущественного ущерба собственнику.
К ответственности по указанной статье может быть привлечено физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Ужесточен порядок принятия детей на воспитание

  30.11.2011 Федеральным законом №351-ФЗ в Семейный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ внесены изменения, согласно которым установлено требование о необходимости подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц.

Программа и порядок такой подготовки должны утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы на территории нашей страны.

Лица, не прошедшие подготовку, не могут быть назначены опекунами (попечителями) детей, усыновителями. Исключение составляют случаи назначения опекунами  (попечителями) близких родственников детей,  лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями), усыновления отчимом или мачехой ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств вправе отступить от положения об обязательности подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.

Документ о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должен быть приложен к заявлению об усыновлении ребенка.

Закон вступает в силу с 01.09.2012.

Криминал

Местные ведомства

Вход / Регистрация