Становление и развитие конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации
12 января - День прокуратуры РФ
В условиях становления российской правовой государственности особое значение приобретает законность в государственном управлении, ведь обеспечение точного и неуклонного исполнения закона со стороны должностных лиц и государственных органов повышает авторитет права, реализует взаимную ответственность государства и личности.
Одной из главных гарантий обеспечения законности в государстве является деятельность прокуратуры, выступающей единственным государственным органом, предназначение которого состоит исключительно в надзоре за единообразным исполнением законов на территории всей страны, она максимально приспособлена к выполнению этой функции, как единая централизованная система.Образование и развитие прокуратуры в России началось, с именных Указов Петра I от 12 января, 18 января и 27 апреля 1722 года. Цель, поставленная перед прокуратурой, — проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля над деятельностью государственного аппарата и в первую очередь — Сената.
В то время в России была создана единая централизованная система государственных прокурорских органов во главе с генерал-прокурором, подотчетным только царю. Суть самой должности прокурора Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше».
Безусловно, понятие законности XVIII века принципиально отличается от современного, поскольку изначально прокуратура создавалась в России как представительный орган, прежде всего императорской власти, осуществлявший от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль над действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений.
На всех этапах своего формирования и развития российская прокуратура фактически и юридически оказывалась на стыке исполнительной и судебной властей.
Место прокуратуры в системе власти обусловлено осуществляемыми функциями и ролью в системе механизма государства, связанной с осуществлением надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, защитой прав и свобод человека и гражданина, уголовного преследования, координации борьбы с преступностью и др. Согласно Конституции РФ указанные направления деятельности прокуратуры вписываются в сферу полномочий исполнительной власти Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина и других охранительных, контрольных и административных полномочий Президента РФ, вытекающих из российской разновидности президентской формы правления.
Прокуратура действует в интересах всех ветвей власти, взаимодействуя с ними. Когда значительно ослаблены или даже полностью ликвидированы некоторые контрольные механизмы государства, прокурорская система стала фактически единственным независимым контролирующим (надзорным) инструментом в государстве.
Сегодня в прокуратуре Нефтекумского района работает 9 оперативных работников: прокурор, его заместители - советник юстиции Каралюк Валентина Николаевна и юрист 2 класса Балковой Давид Рубенович. В коллективе достойно трудятся старшие помощники прокурора района - младший советник юстиции Светенко Инна Васильевна и юрист 1 класса Галина Викторий Александровна; помощники прокурора района - Малахов Максим Владимирович, юрист 1 класса Кошиль Евгений Владимирович и юристы 2 класса Мегаев Артур Владимирович и Белов Роман Александрович.
Оперативные
работники прокуратуры района осуществляют
функции прокурорского надзора в различных
отраслях деятельности, проверяют на соответствие
требованиям законодательства Российской
Федерации, нормативные акты, издаваемые
на территории района органами местного
самоуправления, сверяют с «буквой закона»
действия должностных лиц и учреждений
района, ставя приоритетом своей деятельности
защиту интересов жителей района.
Прокурор Нефтекумского района
старший советник юстиции