Пациенты в России все чаще сталкиваются с халатностью врачей. Летальный исход стал частым явлением
Опоздания "скорой", нехватка мест в палатах, равнодушие медперсонала к больным, неквалифицированная первичная помощь давно превратились в норму для многих больниц и клиник. Летальный исход из-за неверно поставленного диагноза пациенту становится в российских медучреждениях частым явлением. А больничные взятки уже стали притчей во языцех, пишут "Новые известия". Эксперты винят во всех бедах государство.
Житель одного из райцентров Рязанской области Алексей вызвал бригаду "неотложки". Молодой человек жаловался на сильную головную боль и тошноту после падения. Врач, не обследовав больного, поставила диагноз "алкогольное опьянение". Назавтра Алексея доставили на "скорой" в местную больницу. Через день парень умер от отека головного мозга.
Схожая история случилась в прошлом году в Москве. Сергей 39 лет упал по дороге домой. Прибывшая карета "скорой помощи", не разобравшись с состоянием больного, вызвала на подмогу реаниматоров. Те, недолго думая, поставили диагноз "белая горячка". Спустя шесть часов его отвезли в профильное отделение больницы, где он скончался. Как потом выяснилось, мужчина был непьющим, и потерял сознание от диабетической комы. При перевозке в больницу пациенту внутривенно вливали раствор глюкозы, что было категорически противопоказано.
Как рассказал медицинский адвокат Лиги защитников пациентов Дмитрий Айвазян, официальная статистика по врачебным ошибкам на "скорой" не публикуется, но в действительности "их неоправданно много". "По нашим подсчетам, на каждые 10 вызовов приходится 4–5 неверно выставленных диагнозов. Все эти нарушения в 90% случаев скрываются как самими врачами "скорой", так и медицинской администрацией. Нередко медицинские карты "скорой" переписываются или теряются. В таких случаях очень сложно разобраться, что случилось на самом деле", - сказал адвокат.
По словам Айвазяна, региональные и федеральные стандарты оказания скорой врачебной помощи не отвечают европейским стандартам. Их выполнение лишь декларируют. На это должны обращать внимание надзорные органы, тем не менее ситуация остается без изменений.
По закону медицинская помощь должна оказываться всем людям независимо от пола, возраста и благосостояния. На деле же, как говорят эксперты, перечисленные факторы все чаще не принимаются во внимание в отношениях "врач–пациент". А если и принимаются, то за отдельную плату.
В больничных палатах не хватает мест. Койки занимают здоровые люди, коридоры - больные
Особенно много больных попадает в больницы зимой. Это прежде всего пациенты отделений травматологии и пожилые люди. И почти каждому не находится места в палате. "Между тем бывают и больные, предпочитающие коридор, – объяснила директор 1-го московского хосписа Вера Миллионщикова. – Одна больная, которую я навещала, лежала в коридоре рядом с постом медсестры и была очень довольна этим. Потому что, если бы она лежала в палате, к ней никто бы не подошел. А так она в любой момент могла подозвать медсестру".
На дефицит мест в палатах сетуют и сами врачи. "В Москве четверть века назад было 7 млн. человек, а сейчас все 26 млн., – пояснил врач "скорой помощи", реаниматолог. – А число больниц то же самое. Все кардиореанимационные отделения переполнены. В палаты на 6 человек приходится класть 12, а там, где палата на 12 человек, кладут 24. Иногда реанимацию проводят прямо на полу".
По его словам, если человека привозят в ближайшую больницу с инфарктом, то сперва спрашивается возраст пациента, ведь сложилось негласное правило - пожилым, особенно с инсультами, в реанимации не место.
Однако, по данным консультанта Открытого института здоровья населения Кирилла Данишевского, коек в российских больницах в два раза больше, чем требуется. "На тысячу человек у нас десять коек, в то время как на Западе не больше пяти, – объяснил консультант. – Недостаток мест объясняется не тем, что у нас все повально болеют, а тем, что их занимают здоровые люди. Дело в том, что в системе отечественного здравоохранения широко распространена необоснованная госпитализация. Скажем, пациенты с успешно прооперированным аппендицитом или женщины после родов у нас лежат по 5–6 дней. А в Европе их выписывают уже на второй день".
Причина такого странного подхода кроется в специфической системе финансирования. Как рассказал доктор медицинских наук Сергей Колесников, в цивилизованных странах количество денег, получаемых медучреждениями, зависит от количества вылеченных пациентов и качества лечения. У нас же оплата зависит от количества занятых больными коек. Ничего удивительного, что их не хватает.
Во взятках виновато государство, а не врачи
Больничные взятки стали обыденным явлением для россиян. Однако в том, что практически вся медицина у нас становится платной, по мнению экспертов, повинны не врачи, а государство. "Вместо нормальных 5% от ВВП оно получает не больше 2–3%, – пояснил член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко. – Поэтому врачи рассчитывают на помощь самих пациентов. В противном случае на них никто не будет обращать внимания".
Отсюда и износ оборудования, и нежелание врачей оказывать пациентам необходимую помощь. "Примерно в половине случаев в приемных отделениях используется устаревшее оборудование, – рассказал доктор медицинских наук Сергей Колесников. – А около 50% медперсонала не проходят регулярного повышения квалификации, чтобы профессионально вести больных. Все это и приводит к таким неприятностям и трагедиям".
Однако большинство россиян считают, что "главный дефицит, который испытывает наша система здравоохранения – дефицит совести". Повсеместно в мире медики получают приличные деньги за работу и крайне дорожат своим местом. Ответственность за все врачебные ошибки и нарушения несет государство. Врачи ничем не рискуют и ни перед кем не отвечают за допущенные промахи. Этим и объясняется их халатное отношение к своим обязанностям и здоровью пациента.
Единственное лекарство против этого – материальная заинтересованность медиков и превращение государственной "бесплатной" медицины в платную. Ведь, по сути, многим пациентам и так приходится содержать врачей из двух бюджетов: за счет налогов и своих карманов.