Menu

Положение об организации работы по опеке и попечительству в городе Нефтекумске

УТВЕРЖДЕНО
решением Совета депутатов
города Нефтекумска
от 2 марта 1999года № 17

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации работы по опеке и попечительству в городе Нефтекумске

Настоящее Положение регулирует вопросы организации и деятельности по осуществлению опеки и попечительства на территории города Нефтекумска.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовая основа организации опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности статьями 18, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32 - 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом муниципального образования города Нефтекумска и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу организации и деятельности органов опеки и попечительства.

Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Положении

Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.

Дети-сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей ,- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными ( ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законном порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.

Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени ( либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания ( предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.

План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями ( законными представителями ребенка ) и уполномоченной службой; план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана.

Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека ( попечительство).

Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.

Приемная семья- форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка ( детей ) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями ( супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) .

Опекуны( попечители ) детей - совершеннолетние дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Уполномоченная муниципальная служба (организация) по опеке и попечительству ( далее - уполномоченная служба( организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании законодательства.

Глава II. Основные задачи и полномочия органов опеки и попечительства

Статья 3. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются местного самоуправления города.

Функции по опеке и попечительству осуществляют:

- в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы управления образованием;

- в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - органы управления здравоохранением;

- в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве государства,- органы управления социальной защитой населения.

Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

- осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории несовершеннолетних;

- защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

- защита имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних.

Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Нефтекумске

5.1. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Положением глава муниципального образования города вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы ( организации ).

5.2. Компетенция уполномоченных служб ( организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Положением и Уставом муниципального образования города Нефтекумска.

5.3. К числу уполномоченных служб ( организаций) могут относиться учреждения, организации образования , здравоохранения, социальной защиты населения, органов внутренних дел, а также муниципальные служащие, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.

5.4. Координация работы и контроль за исполнением функций по охране прав и состоянию развития ребенка, нуждающегося в государственной защите, по благосостоянию и охране прав подопечных, по своевременному рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан возлагаются на главу муниципального образования города.

Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

6.1. К компетенции главы муниципального образования города Нефтекумска по осуществлению функций по опеке и попечительству в отношении детей относится издание распоряжений по следующим вопросам:

- о признании ребенка нуждающимся в государственной защите ( в соответствии с настоящим Положением);

- о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

- о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- об опеке, попечительстве;

- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

- о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;

- о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменения объема указанных прав;

- о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного, опекуна и опекаемого;

- о защите жилищных прав детей, признанных нуждающимися в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

- о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

- о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

- издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Глава муниципального образования города заключает договоры:

- о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

- о доверительном управлении имуществом.

6.3. Глава муниципального образования города утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.

6.4. В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы ( организации), а также муниципальные служащие:

- организуют и осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, нуждающихся в государственной защите;

- проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

-представляют в суд заключения об обоснованности и соответствии усыновления ( удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в суде при решении вопросов установления или отмены усыновления (удочерения );

- осуществляют защиту прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

- осуществляют подбор лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, а также об освобождении или устранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки ( попечительства ) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

- обеспечивают выплату денежных средств на содержание подопечных в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;

- участвуют в судах по делам несовершеннолетних, вытекающих из брачно-семейных отношений , предусмотренных законодательством;

- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

- проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;

- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранности их имущества ;

- осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку ( попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности- в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

-ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории города и района, способных к выполнению обязанностей усыновителя;

- в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления ( удочерения) детей, проживающих на территории города , а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление ( удочерение);

- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

- проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

- дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

- дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным ( эмансипированным);

- разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;

- обращаются в суд по делам о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, об отмене усыновления и другим делам в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, предусмотренным действующим законодательством; дают заключения по данным вопросам;

- дают заключения и участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;

- проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;

- участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации;

- взаимодействуют с органами, учреждениями и организациями , входящими в систему государственных органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оказывают информационную, психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов подопечных;

- реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

Статья 7. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными

7.1 . К компетенции главы муниципального образования города по вопросам осуществления опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений:

- об установлении опеки, попечительства;

- об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;

- о прекращении опеки, попечительства;

- о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;

- о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение;

- о создании в стационарном учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения.

7.2.В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:

- устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей;

- назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- выносят решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного;

- принимают меры по защите жилищных прав подопечных;

- решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;

- возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;

- выносят решение о создании в стационарных учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.

7.3. Органы здравоохранения, как уполномоченные службы ( организации ):

- выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;

- оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;

- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей;

- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

- осуществляют надзор за деятельностью опекуном, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;

- осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;

- возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры.

7.4. Стационарные учреждения социальной защиты населения, как уполномоченные службы ( организации):

- осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание;

- осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых лиц.

Статья 8. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа

8.1. К компетенции главы муниципального образования по осуществлению функции попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам;

- об установлении попечительства в форме патронажа;

- о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей;

- об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей;

- о прекращении попечительства в форме патронажа.

8.2. В соответствии с вышеизложенными на них задачами органы опеки и попечительства;

- устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и назначают попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами;

- освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии;

- принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;

- возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;

- рассматривают предложения , заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.

8.3. Управления социальной защиты населения как уполномоченные службы ( организации) :

- оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

- в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

- ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;

- осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;

- рассматривают предложения , заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.

Глава III. Заключительные положения

Статья 9. Кадровое обеспечение

Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних в органах местного самоуправления предусматриваются специальные должности инспекторов по охране прав детей из расчета 1 специалист на 5 тысяч детского ( до 18 лет) населения, но не менее одного специалиста на муниципальное образование в соответствии с законодательством.

Расходы, связанные с осуществлением функций по опеке и попечительству, планируются и производятся из местного бюджета .

Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего Положения

Настоящее Положение вступает в силу со дня официального опубликования.

Криминал

Вход / Регистрация