Районная прокуратура разъясняет законодательство
Порядок регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 688 "О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" установлен порядок регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства.
Дополнением, внесенным в "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, предусмотрено, что регистрация лиц без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется территориальными органами ФМС РФ в порядке, установленном указанными Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация указанных лиц осуществляется на основании заявления. Срок регистрации по месту пребывания определяется по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания.
Разъяснение законодательства касающегося выплаты пособий по уходу за ребенком
В связи с тем, что в настоящее время вопросы трудового законодательства и выплат пособий по уходу за ребенком являются актуальными прокуратура района разъясняет:
В соответствии со ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а так же должна предоставляться компенсационная выплата за счет средств работодателя. Ее также можно выплачивать лицу (отцу, бабушке и другим лицам), которые фактически производят уход за ребенком, если мать вышла на работу.
Размер и порядок назначения и выплаты указанных компенсаций регламентированы Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 и Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Данные компенсационные выплаты выплачиваются: матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Для назначения указанной компенсации необходимо представить в бухгалтерию организации:
- заявление;
- копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- копию свидетельства о рождении ребенка.
Решение о назначении компенсации работодатель принимает в течение 10 дней с подачи документов, а выплата осуществляется в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком.
Ежемесячная компенсационная выплата назначается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
При обращении за назначением ежемесячной компенсационной выплаты по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком она назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление работодателю о назначении этой выплаты.
На основании ст. 165 ТК РФ данная компенсация является обязательной для выплаты работодателем за счет собственных средств.
На основании п. 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан эти выплаты осуществляются за счет средств работодателя, предназначенных для оплаты труда.
В пределах установленных норм они уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 255 НК РФ). Если же работодатель выплачивает большую сумму, чем установлено законом, то данную доплату отнести к расходам, уменьшающим прибыль, нельзя. Выплаты в пределах норм не облагаются НДФЛ, единым социальным налогом, взносами в ПФР и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве.
Если работодатель выплачивает компенсацию в большем размере, то на сумму превышения начисляются НДФЛ и взносы на социальное страхование, а ЕСН и взносы в ПФР - нет, если данная разница не учитывается для целей налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Таким образом, женщины уходящие в отпуск по уходу за ребенком имеют право по за заявлению на компенсационную выплату за счет средств работодателя в рамках, предусмотренных Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1 ПО и Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Разъяснение законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ
В текущем году Правительством Российской Федерации в законодательство внесен ряд изменений.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» курительные смеси, в состав которых входят шалфей предсказателей (Salvia divinorum), гавайская роза (Argyea nervosa), голубой лотос (Nymphea cacrulea), Сальвинорин А, синтетические каннабиоиды, ряд других химических веществ внесены в список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681 (далее – Перечень). С 22 января 2010 года оборот указанных веществ в Российской Федерации запрещен.
29 июля 2010 года Правительством Российской Федерации список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I), дополнен такими веществами как «мефедрон» и «метилон» (постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 № 578).
С 04 сентября 2010 года производство, переработка, хранение, реализация, приобретение, использование, перевозка и уничтожение прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы I и II списка IV Перечня, осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 № 640.
Со 2 ноября 2010 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 558, которым утверждены Правила, устанавливающие порядок распределения, отпуска и реализации наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень.
Разъяснение законодательства Российской Федерации
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ были внесены некоторые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Так, со 2 сентября 2010 года установлена административная ответственность за незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (статья 19.7.6 КоАП РФ).
Совершение обозначенных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Указанную категорию дел об административных правонарушениях рассматривают налоговые органы. Соответствующие изменения внесены в часть 1 статьи 23.5 КоАП РФ.
Правовое консультирование: каким образом формируется сводный план проверок контролирующих органов на 2011 год, где с ним можно будет ознакомиться
В соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в срок до 1 сентября, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них мероприятий и в срок до 1 октября года вносят предложения руководителям контролирующих органов о проведении совместных плановых проверок. По итогам рассмотрения предложений, органы контроля вносят соответствующие изменения в планы и направляют их в прокуратуру в срок до 1 ноября.
В течение месяца, то есть до 1 декабря, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Кроме того, в целях информирования субъектов предпринимательства все прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним транспортные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур размещают на своих сайтах соответствующий план проверок в пределах субъекта Федерации либо компетенции специализированной прокуратуры как часть единого сводного плана.
Таким образом, до конца 2010 года на сайте прокуратуры Ставропольского края будет опубликован план проведения плановых проверок на 2011 год территориальных органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Правовое консультирование: управляющие организации многоквартирными домами подотчётны собственникам жилья
Порядок осуществления контроля над выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с частью 11 статьи 162 ЖК РФ если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Форма представления такого отчета законодательством не оговорена.
Таким образом, вопросы осуществления контроля за деятельностью управляющих организаций регулируются в рамках заключаемых договоров на управление многоквартирными домами.
Контроль за деятельностью управляющей организации по управлению многоквартирным домом может осуществляться:
- собственниками помещений, их представителями;
- привлекаемыми собственниками помещений аудиторами, инженерами, иными специалистами;
- самой управляющей организацией;
- органами государственного надзора (за выполнением требований нормативных правовых актов).
Организация взаимного контроля за выполнением обязательств сторонами договора управления (управляющей организации и собственников помещений в многоквартирном доме) должна предусматривать, на основе норм законодательства и положений договора управления, решение вопросов:
- кто, в каких пределах вправе составлять акты, требовать, запрашивать информацию и документы, инициировать процедуры предъявления претензий, обеспечения выполнения обязательств по договору другой стороной;
- порядок проведения вышеуказанных действий: сроки, составляемые документы, адресаты обращений, соответствующие обязанности другой стороны по договору;
- ресурсное обеспечение контроля;
- следствия мер, предпринимаемых в порядке контроля: появление документов, возникновение дополнительных обязательств или прав какой-либо из сторон по договору.
Цели контроля могут быть достигнуты при условии, что, в частности, определены:
- лица, осуществляющие контроль, их полномочия и обязанности - чтобы полностью определить их статус, порядок возмещения их расходов и выплаты им вознаграждения;
- перечень мероприятий по контролю, их периодичность, порядок их осуществления;
- обязанности управляющей организации по представлению информации и санкции за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной информации;
- порядок документирования информации, возникающей в ходе выполнения мероприятий по контролю, статус составляемых документов по закону и договору;
- статус привлекаемой инженерной организации (инженера), порядок оплаты ее услуг;
- обязанности управляющей организации по договору выполнять определенные действия по обращению отдельного собственника помещения, санкции за невыполнение, несвоевременное выполнение соответствующих действий;
- порядок отчетности самих уполномоченных собственников, процедура, периодичность их замены (каждый не более года подряд).
Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления вправе:
а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах и периодичности оказанных услуг и выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе проведения соответствующей экспертизы);
в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Контроль за деятельностью управляющей организации может осуществляется в следующих формах:
- получения информации о состоянии и содержании жилищного фонда, переданного в управление, об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на коммунальные услуги в целях предоставления достоверной и полной информации;
- проверки целевого использования переданных управляющей организации денежных средств, в том числе посредством проведения проверок (ревизий) комиссией, сформированной из собственников помещений в многоквартирном доме и (или) привлеченных специалистов, а также должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- проверки наличия соответствующих лицензий, разрешений, проектной и технической документации, иных необходимых для проведения работ и оказания услуг документов;
- проверки хода работы по обслуживанию жилищного фонда и придомовых территорий;
- контролирования объема и качества оказания услуг, правомерности использования средств;
- проверки санитарного и технического состояния домов и придомовых территорий;
- иных формах.
Порядок осуществления собственниками контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации, а также соглашением сторон.
Правовое консультирование: в каких случаях прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах гражданина РФ?
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.
Правовое консультирование: какое решение должен принимать суд, когда на момент вынесения решения истекли сроки давности, а подсудимый возражает против прекращения дела по этому основанию.
В данном случае суд рассматривает дело в обычном порядке до его разрешения по существу и при наличии оснований (например, если нет поводов для оправдания) постановляет обвинительный приговор, назначает наказание и освобождает от него.
Вместе с тем, сроки давности могут истечь и на момент возбуждения уголовного дела, в ходе производства предварительного расследования и дознания. В этом случае, при поступлении такого уголовного дела в суд, принимается решение, независимо от того, возражает или нет подсудимый, о его прекращении с освобождением лица от уголовной ответственности.
Правовое консультирование: при исчислении размера алиментов, удерживаемых с индивидуального предпринимателя, необходимо принимать во внимание его реальные доходы
Конституционный Суд РФ разъяснил, что при исчислении размера алиментов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, подлежат учету его расходы, если он может надлежащим образом подтвердить их в качестве неизбежно связанных с предпринимательской деятельностью.
20 июля 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно этой норме, удержание алиментов у граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, производится с их доходов.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Амаякяна Липарита Рафиковича.
Дело было рассмотрено Конституционным Судом 22 июня 2010 года.
История вопроса
В сентябре 2005 года судебный пристав-исполнитель Ейского межрайонного отдела ГУ ФССП определил размер задолженности индивидуального предпринимателя Л.Р. Амаякяна по уплате алиментов на содержание ребенка за период с 11 мая 2002 по 11 мая 2005. При определении размера задолженности (68 254 руб. 83 коп.), пристав-исполнитель руководствовался налоговыми декларациями Л.Р. Амаякяна.
Эта сумма, как утверждает заявитель, в три раза превышает его реальные доходы, которые оставались у него после вычета расходов на ведение предпринимательской деятельности и выплаты налогов. Поэтому Амаякян обратился в Ейский районный суд Краснодарского края, и его требования были удовлетворены. Суд руководствовался заключением судебно-бухгалтерской экспертизы, в котором размер экономической выгоды Амаякяна был определен так: из размера его доходов были вычтены документально подтвержденные расходы. Однако Краснодарский краевой суд отменил решение Ейского районного суда. При новом рассмотрении районный суд отказал Амаякяну, указав на то, что по налоговому и семейному законодательству, алименты взыскиваются с дохода индивидуального предпринимателя, а не с его прибыли.
Вышестоящие судебные инстанции оставили это судебное решение в силе.
В результате Л.Р. Амаякян вынужден был прекратить занятие предпринимательской деятельностью, по его утверждению, из-за непреодолимых препятствий, которые были созданы приставом-исполнителем. Сейчас из его пенсии, размер которой составляет 6 500 рублей, на выплату алиментов ежемесячно вычитается 60%.
Позиция заявителя
Заявитель полагает, что правила взыскания алиментов должны быть одинаковыми для всех – и для наемных работников, и для индивидуальных предпринимателей. И исчислять размер алиментов следует, исходя из «чистых», полученных на руки денежных средств, то есть с той денежной суммы, которая остается у предпринимателя после всех необходимых для ведения его деятельности расходов. Заявитель утверждает, что оспоренная норма и основанная на ней практика определения размера алиментов существенно нарушает конституционное право собственности граждан – индивидуальных предпринимателей, поскольку не только создает им непреодолимые препятствия для занятия предпринимательской деятельностью, но и лишает их другого имущества. Заявитель утверждает, что оспоренная норма ставит индивидуальных предпринимателей в заведомо худшее положение по сравнению с другими гражданами, и поэтому она противоречит конституционному принципу равенства. Он полагает, что оспоренная норма не согласуется с принципами гуманности, разумности и справедливости, и нарушает права других детей предпринимателя и членов его семьи.
Позиция Суда
Согласно Конституции РФ (статья 38, часть 2) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Вследствие этого ущемление прав ребенка не совместимо с природой родительского статуса.
Родители несут основную ответственность за обеспечение условий жизни ребенка, в том числе посредством уплаты алиментов на его содержание, и обязаны предпринимать для этого все возможные усилия. Закрепление соответствующей обязанности в семейном законодательстве само по себе не препятствует реализации гарантированных каждому Конституцией РФ (статьи 34, 35 и 37) возможностей иметь имущество в собственности, а также свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для занятия предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью.
Вместе с тем при исчислении размера алиментов, удерживаемых с индивидуального предпринимателя, необходимо принимать во внимание реальные доходы, поскольку именно они определяют имеющиеся у него материальные возможности по содержанию членов семьи.
В этой связи оспоренная норма не противоречит Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу она предполагает, что при исчислении размера алиментов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем, подлежат учету его расходы, если он может надлежащим образом подтвердить их в качестве неизбежно связанных с предпринимательской деятельностью.
Иное означало бы отступление от вытекающего из положений статей 7 (часть 2), 17 (часть 3) и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации и конкретизирующей их статьи 7 (часть 2) Семейного кодекса Российской Федерации требования, согласно которому осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
Признание подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, соответствующим Конституции РФ не освобождает федерального законодателя от конкретизации порядка уплаты алиментов лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Правоприменительные решения по делу гражданина Л.Р. Амаякяна могут быть пересмотрены, если они основаны на положениях оспоренной им нормы в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в настоящем Постановлении.
Правовое консультирование: определен порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий
Приказом МЧС РФ от 05.04.10 № 152 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определен порядок выдачи в системе МЧС РФ удостоверений ветерана боевых действий.
В соответствии с указанной Инструкцией основанием для выдачи удостоверений будет являться подтвержденный факт выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы, записи в военных билетах, архивные справки, записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о получении ранений и наградные документы.
О выдаче удостоверения делается соответствующая запись, которая заверяется начальником кадрового подразделения или командиром соединения (воинской части) войск гражданской обороны и скрепляется гербовой печатью. Бланки удостоверений являются документами строгой отчетности.
Правовое консультирование: в каких случаях суд отменяет осужденному условное осуждение?
Условное осуждение представляет собой освобождение осужденного от реального отбывания, назначенного судом наказания (ст. 73 УК РФ).
Назначая такое наказание, суд вправе возложить на осужденного исполнение обязанностей, также и других обязанностей, исполнение которых, по мнению суда, будет способствовать исправлению условно осужденного (например, обязать осужденного сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении характера работы или занимаемой должности; с предписанной периодичностью являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении и т.д.).
В зависимости от того, как лицо соблюдает возложенные на него в связи с условным осуждением ограничения, законом предусмотрено несколько вариантов, связанных с отменой условного осуждения, имеющих как положительное, так и отрицательное значение для осужденного.
В качестве меры "поощрения" законом предусматривается возможность досрочной отмены условного осуждения со снятием с осужденного судимости. Она применяется, если до истечения испытательного срока условно осужденный свои поведением доказал свое исправление: не совершал правонарушений, добросовестно относился к исполнению возложенных судом обязанностей, соблюдал общественный порядок. При наличии этих предпосылок по представлению органа, осуществляющего контроль за исправлением условно осужденного, по истечении не менее половины установленного приговором испытательного срока суд вправе отменить условное осуждение и снять с осужденного судимость (ч. 1 ст. 74 УК РФ).
Кроме того, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для него обязанности. Помимо этого законом предусматривается два вида мер взыскания за нарушение условно осужденным предъявляемых к нему требований - это возможность продления испытательного срока или отмены условного осуждения.
Суд может продлить испытательный срок по любому из двух вышеуказанных оснований, если осужденный уклонился от исполнения возложенных на него обязанностей, либо если он нарушил общественный порядок, за что на него возложено административное взыскание. Продление испытательного срока возможно при однократном совершении вышеуказанных действий.
Судом может быть также отменено условное осуждения за нарушение условно осужденным предъявляемых к нему требований и направлении его в места лишения свободы для отбывания, назначенного судом наказания. Основаниями такой отмены являются: систематическое или злостное неисполнение условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей; совершение в течение испытательного срока преступления по неосторожности или умышленного преступления небольшой тяжести; совершение в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом два первых основания являются факультативными, т.к. суд вправе либо сохранить, либо отменить условное осуждение, а последнее - обязательным, т.к. суд в этом случае обязан отменить условное осуждение.
Осужденный признается систематически нарушающим возложенные на него обязанности, если он совершает запрещенные или не выполняет предписанные действия более двух раз в течение года либо не исполняет возложенные на него обязанности в течение продолжительного времени (более 30 дней).
Неисполнение осужденным возложенных на него судом обязанностей может быть признано злостным, если он продолжает их не исполнять после сделанного контролирующим органом предупреждения в письменной форме о недопустимости нарушения, либо когда условно осужденный скрылся от контроля, и его местонахождение не установлено в течение 30 дней (ст. 190 УИК Российской Федерации).
Правовое консультирование: в случае, если исковое заявление направлено в суд прокурором в интересах гражданина РФ, вправе ли гражданин в процессе рассмотрения дела отказаться от исковых требований?
Согласно ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Правовое консультирование: какие особенности имеет заключение трудовых договоров с бывшими государственными и муниципальными служащими?
Согласно статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, бывший государственный или муниципальный служащий, занимавший должность, входящую в Перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы обязан при поступлении на новую работу сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение бывшим государственным или муниципальным служащим этого требования влечет прекращение с ним трудового договора.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 №1574. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В течение 2-х лет после увольнения со службы бывший государственный или муниципальный служащий вправе работать в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, функционирующей по предыдущему месту его работы.
Комиссия, рассмотрев обращение гражданина о намерении поступить на работу в такую организацию, вправе дать гражданину согласие на поступление гражданина на работу в организацию, либо мотивированно отказать. Данное решение комиссии носит для работодателя обязательный характер (пункты 24, 30 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 №821).
Работодатель в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения со службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
Порядок направления такого сообщения регламентирован постановлением Правительства РФ от 08..09.2010 №700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».
Привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований Федерального закона «О противодействии коррупции» влечет ответственность по ст.19.29 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовое консультирование: управление многоквартирными домами
С деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, каждый гражданин сталкивается постоянно. Вместе с тем понять и оценить качество и своевременность оказанных данными организациями услуг достаточно сложно.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники жилых помещений во всех многоквартирных домах должны были провести собрания и выбрать способ управления многоквартирным домом до 1 января 2007 года. Для многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способа управления, органы местного самоуправления должны были на конкурсной основе выбрать управляющие организации в период с 1 января 2007 г. до 1 мая 2008 г.
В целях достижения эффективного механизма контроля потребителей за деятельностью управляющих организаций постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утверждены стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
Вышеуказанное постановление Правительства РФ опубликовано в "Российской газете" от 01.10.2010 и вступает в силу с 09.10.2010.
По истечении 2 месяцев с указанной даты управляющая организация обязана раскрыть следующую информацию: общая информация об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Стандартами раскрытия информации предусмотрена возможность раскрытия информации на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
Так, в соответствии с п.п. 18, 21 данных стандартов информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Раскрытие информации о деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами направленно на реализацию прав граждан на получение информации о деятельности управляющих компаний, что позволяет гражданам своевременно принять меры к защите и восстановлению нарушенных, по их мнению, прав.
Правовое консультирование: в каких случаях и в какое время граждане обязаны впускать в квартиру представителей правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов и служб (и каких именно)? В каких случаях наоборот – имеют полное право не разрешить им входить в свое жилище?
По общему правилу проникновение в жилище, в том числе и должностных лиц правоохранительных органов, иных государственных и муниципальных органов и служб, возможно лишь с согласия проживающих, либо находящихся в жилище лиц. Принцип неприкосновенности жилища закреплен в ст. 25 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации проникновение в жилище без согласия проживающих в нем граждан допускается, но только в прямо предусмотренных законом случаях: в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Например, обыск и выемка в жилище, в соответствии с ч. 2 ст. 12 УПК РФ, могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства. В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ в этом случае указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. При этом следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. В последующем судом проверяется законность произведенного следственного действия. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.
Аналогичная возможность проникновения в жилище в случаях, не терпящих отлагательств, но осуществляемая на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, установлена и ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Кроме того, необходимость вторжения в жилище может возникнуть вследствие объективных обстоятельств: пожар, утечка газа, повреждение водопровода, задержание преступника, оказание медицинской помощи пострадавшим и т.д. Такие действия, хотя формально и нарушают неприкосновенность жилища, тем не менее, правомерны, поскольку обусловлены крайней необходимостью.
Таким образом, граждане обязаны впускать в жилище представителей правоохранительных органов при наличии у указанных лиц постановления следователя, суда о производстве обыска (выемки) в жилище, а также в случае совершения указанными лицами, а также представителями спасательных, коммунальных и иных служб действий, направленных на предотвращение гибели людей, повреждение имущества, иных тяжких последствий.
Правовое консультирование: как бороться с бездействием управляющих компаний по содержанию домов
В последнее время граждане часто обращаются в органы прокуратуры с жалобами на бездействия управляющих компаний по содержанию домов в надлежащем состоянии.
В связи с этим разъясняем, что согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Пунктом 3 данной статьи определено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с п. 8.2 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет его условий.
Пунктом 11 данной статьи установлено, что управляющая организация ежегодно в первом квартале текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, определены требования, а также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно положениям Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период; уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра — на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, для устранения которых требуется капитальный ремонт.
Периодичность ремонта подъездов — один раз в пять лет или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктами 2.4.1 и 2.4.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами.
Пунктом 2.4.2 Правил эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.
В соответствии с пунктами 13 и 20 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности общего имущества управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания для принятия решения о размере отчислений на капитальный ремонт.
Пунктом 42 указанных Правил установлено, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Кроме того, статьей 7.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов.
Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется органами Государственной жилищной инспекции.
На объектах жилищного фонда, которые подконтрольны органам Государственной жилищной инспекции, они вправе проводить инспекционные обследования и проверки. В случае выявления нарушений в ходе проверок ими даются предписания собственникам, владельцам и пользователям жилых помещений об устранении таких нарушений.