«Шахид» из Тукуй-Мектеба
Глава аула Тукуй-Мектеб Беголи Аджениязов не связывает смерть Замира Таибова с религией.
Ногайский аул Ставрополья Тукуй-Мектеб после народного съезда затих, ожидая результатов следствия по делу об убийстве лучшего чтеца Корана Замира Таибова. Его тело с явными следами пыток нашли через два дня после вызова на допрос в ФСБ. В народе тут же заговорили, что убит он был «за веру» и что это уже «не первая жертва силовиков» среди салафитов Нефтекумского и Степновского районов. Однако глава муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Беголи Аджениязов с такой трактовкой этого преступления не согласен, ведь исчезали в ауле и неверующие жители.
Из МВД в фермеры
Об убитом жителе аула Тукуй-Мектеб Замире Таибове известно немногое. Муфтият Ставропольского края утверждает, что ранее он служил офицером МВД. Но в последнее время занимался фермерством. Как уточнил в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТА глава сельсовета Беголи Аджениязов, убитый работал в хозяйстве своего брата. Два месяца назад женился. Детьми обзавестись пока не успел. Никакой общественной или политической деятельностью Замир не увлекался, руководству аула на глаза не попадался. Со слов односельчан Беголи Ахмедович подтверждает, что молодой человек был верующим и посещал мечеть.
Замир Таибов был салафитом, как и многие мусульмане Тукуй-Мектеба.
В истории села много черных пятен. В начале 2000-х годов сменился имам местной мечети, а тукуй-мектебская молодежь подалась в подполье, в отряды Басаева и Хаттаба. В 2006 году в ауле был окружен и уничтожен отряд из двенадцати боевиков. Все они были местными жителями. С тех пор ситуация в ауле стабилизировалась.
Замир Таибов, как положено приверженцам его религиозного течения, брил усы и отращивал бороду. Среди братьев по вере его звали Хамза Тукуйский. Он усердно изучал Коран и в январе этого года стал лучшим чтецом священной книги мусульман на конкурсе в селе Иргаклы.
Под подозрение службы безопасности Таибов, по словам односельчан, попал после уничтожения Ибрагима Нурова, жителя аула Абрам-Тюбе, в конце 2013 года. Ибрагим был похищен неизвестными людьми возле мечети Нефтекумска, а через три дня его тело опознали среди двух боевиков, которых убили ответным огнем полицейские близ села Каясула. Родственники в данную версию событий не поверили, заявив, что на теле погибшего зафиксирован перелом руки, и он точно не мог оказать вооруженное сопротивление. Таибова в связи с делом Нурова вызывали на допрос, а недавно провели в его доме обыск.
Не сход, не съезд, а собрание
Именно внимание правоохранительных органов к персоне Таибова сделало их в глазах населения Тукуй-Мектеба причастными к его смерти. В социальных сетях было распространено приглашение на «Съезд народа Нефтекумского и Степновского районов Ставропольского края, посвященный последним событиям». Средства массовой информации окрестили это мероприятие, на которое собралось около тысячи человек, сходом. Но, как подчеркнул Беголи Аджениязов, это было организованное собрание жителей аула при участии представителей других населенных пунктов, столкнувшихся с похожими преступлениями. Приезжие из других сел хотели рассказать о своих бедах лично начальнику главного управления МВД России по Ставропольскому краю Александру Олдаку, прибывшему на собрание.
Нашли ли у Таибова дома что-либо и в чем конкретно его подозревали — неизвестно
«За месяц до этих событий у Замира Таибова был обыск. Он проходил в связи со смертью Нурова. Его вызывали, допрашивали. И когда он пропал, все подумали на органы безопасности, поэтому у населения была такая реакция», – объяснил народные волнения глава администрации аула. Нашли ли у Замира дома что-либо и в чем конкретно его подозревали, Беголи Аджениязову неизвестно.
Олдак пообещал через месяц отчитаться о проделанной следователями работе. «Он сказал, кто бы ни был преступником, правоохранительные органы постараются его найти, — отметил наш собеседник. — Олдак гарантировал, что к этому вопросу отнесутся серьезно. Людей этот ответ устроил. Они хотят, чтобы нашли преступника».
Кроме того, по итогам собрания было решено создать общественную комиссию, которая возьмет под контроль расследование подобных преступлений. «Здесь с 2002 года люди пропадали в разных муниципальных образованиях. К нам на собрание приезжали родственники и говорили: у нас в таком-то году пропал такой-то человек. У нас лет 10 назад тоже один житель пропал бесследно. По этим случаям было предложено создать правительственную комиссию совместно с нашими сотрудниками. Мы предложили людей, которых включат в состав этой комиссии», – пояснил Аджениязов. В ее состав вошли районный имам, заместитель муфтия края Файзрахман Эсенов, заместитель имама села Иргкалы Замирбек Махмутов и имам Тукуй-Мектеба, депутат сельсовета Кельдимурат Отеев.
Мученики «за веру» и атеисты
«Братья» Замира пожелали ему, чтобы Аллах его принял шахидом – мучеником за веру, воином Аллаха. Для друзей погибшего совершенно очевидно, что его смерть стала в один ряд с убийством "ответным огнем" Нурова и смертью Мансура Аджигисиева, которому под арестом не оказали должной медицинской помощи. Оба молодых человека погибли в декабре прошлого года. Теперь похожая судьба настигла Таибова.
«Кто следующий?! Сколько это будет продолжаться?!» – задаются вопросом в социальных сетях ногайцы. Они распространяют посмертный фотоснимок Замира, на котором отчетливо виден след от пули на лице и сползшую на руках как от кипятка кожу – предположительно след от пыток.
Однако среди тех, кто пропал или был убит при странных обстоятельствах на востоке Ставрополья, были не только салафиты, подчеркивает Беголи Аджениязов. «Есть среди пропавших не только верующие. Почему-то на собрании ничего не сказали об Ачетырове Аскерби. Он пропал в 2006 или 2007 году. Это житель нашего села, 1968 года рождения. Он не был верующим», – отмечает наш собеседник.
Так что сводить проблему похищений на востоке Ставрополья к тезису о гонениях на практикующих мусульман не стоит. Более того, такая постановка вопроса выгодна экстремистам, которым нужен повод, чтобы объявить край территорией джихада – местом, где ислам нуждается в вооруженной защите, считает "Кавполит".