Последняя гастроль директрисы
В конце июня 2002 года в гостинице «Дружба» поселилась Ольга Васильевна Дяденчук. Предъявила паспорт, свидетельствующий о ее регистрации в Новом Уренгое Тюменской области. О цели приезда сообщила, что горит желанием закупить определенное количество тонн бахчевых культур для своей фирмы «Эленг». Ездила ли северная гостья на поля бахчеводов, у которых на делянках тогда только начинали созревать первые арбузы и дыни, осталось тайной. Но жители города начали искать личных встреч с нею в гостинице.
- Мы по объявлению, - объясняли мужчины и женщины персоналу, направляясь в номер, где поселилась Ольга Васильевна.
- По какому? – уточняли у посетителей.
- Не знаете? Да по тому, что в городе на тумбах развешано. Здесь якобы оформляют вызовы для желающих работать на Крайнем Севере…
В названном номере ожидала миловидная женщина бальзаковского возраста. Она действительно принимала жаждущих сменить место жительства и получить возможность прилично зарабатывать на нефтегазовой целине. Ольга Васильевна представлялась посетителям директором фирмы «Эленг», производящей набор разных специалистов. У всех кандидатов требовала копии паспорта, трудовой книжки, водительского удостоверения или диплома. И обещала, что через неделю вместе с набранной группой отбудет в Новый Уренгой.
При этом вербовщица пояснила, что город закрыт для «чужих» и за въезд в погранзону надо платить. Посетители вытаскивали из кошельков называемые суммы: 1320 рублей за проезд поездом и еще 2400 рублей - за дополнительные услуги. Взамен специалист по оргнабору выдавала вызовы, заверенные круглой печатью ее фирмы.
Водители и помбуры, машинисты и спортивные тренеры, заимев заветную бумажку, шли счастливые домой, паковать вещи в дальнюю дорогу.
Молва о том, что в гостинице идет набор для работы на Крайнем Севере, быстро облетела маленький Нефтекумск. Ольга Дяденчук, покинув гостиницу, снимает квартиру в многоэтажке. И снова в городе появились объявления, зазывающие рабочих на Крайний Север.
Приближалось время отправки новобранцев: сначала - автобусом до Минеральных Вод, а оттуда - поездом в заснеженную даль. С вызовами на руках, с вещами собрались горожане в условленном месте. Но обаятельная Ольга Васильевна не появилась ни через час, ни через два. Не прислала и обещанный автобус. И вот тут, заподозрив неладное, народ кинулся штурмом брать квартиру, где проживала Дяденчук. Ольги Васильевны там не оказалось. В гостинице же сообщили неутешительное: не успев снова сюда поселиться, она неожиданно ночью убыла на такси в неизвестном направлении.
По заявлению пострадавших от мошенничества было возбуждено уголовное дело. Только где искать уроженку города Ипатово? На запросы сотрудников милиции коллеги из северного города сообщили, что фирма «Эленг» еще в 2000 году прекратила свое существование.
Уголовное дело, возбужденное по статье 159-й части второй (мошенничество с использованием служебного положения), приостановили. Но о мошеннице помнили, предполагали, что она не остановится по собственной воле, продолжит «оргнабор», обманывая доверчивых людей.
Так и вышло. Пока ее разыскивали по всем городам и весям России, она успела таким же образом «набрать» на работу жителей Советского района Ставрополья. В июле 2003 года ее арестовали в Зеленокумске. Через месяц был суд, и мошенницу приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Когда «птичка оказалась в клетке», на нее вышли следователи Нефтекумского РОВД. Осужденную доставили в этот город, где ей тоже пришлось предстать перед судом. Признавать своей вины Дяденчук не желала, путалась в показаниях, обвиняла пострадавших, утверждая, что они якобы наркоманы, специально ее оговорили.
Но суд все расставил по своим местам и вынес приговор: лишить Ольгу Дяденчук свободы сроком на два года и шесть месяцев. Вместе с неотбытым наказанием по приговору Советского районного суда срок вырос до трех лет.
Осужденная подала кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Ставропольского краевого суда. И в ней продолжала утверждать: «Денег ни у кого не брала. Живу в достатке. Для меня унизительно размениваться на какие-то десять тысяч рублей».
В начале марта нынешнего года дело директрисы несуществующей фирмы «Эленг» рассматривала судебная коллегия. Тщательно исследовала все материалы и с учетом недавно внесенных в УК поправок и дополнений, а также гуманного отношения к женщине-матери, имеющей пятилетнюю дочь, Ольгу Дяденчук приговорили к двум годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Анна Лупашко,
Ставропольская правда