Ещё один участник "ногайского батальона" из Нефтекумского района получил 11 лет тюрьмы
Заседания Верховного суда Дагестана проходили в Пятигорске всего неделю. За это время не было заявлено ни одного ходатайства ни подсудимым, ни его адвокатами. Свидетели - бывшие «однополчане» Отепова по «ногайскому батальону», в большинстве своем уже отбывающие наказание в колониях строгого режима, - выгородить сослуживца не пытались, подробно рассказывая, как видели его с оружием и в Чечне, в исламском центре «Кавказ», и в Ботлихском районе Дагестана во время начавшихся там в августе 1999 года боевых действий.
Как ни странно, но и сам подсудимый на суде оказался более разговорчивым, чем в ходе предварительного следствия. Вероятно, он надеялся уменьшить реально грозивший ему немалый срок наказания.
Как выяснилось, в Чечню Отепова уговорили поехать некий ногаец по имени Тахир и русский, носивший арабское имя Абу-Малик. На уговоры он поддался легко. Закончивший семь классов средней школы в селе Иргаклы, он одинаково плохо разбирался как в вопросах экономики и политики, так и в вопросах религии. В мае 1999 года Отепов, оставив дома беременную жену Айгуль с крошечным сыном, отправился в Чечню «изучать Коран». Жене он сообщил, что едет подработать на строительстве мечети.
Очень скоро выяснилось, что исламский центр «Кавказ», расположенный в селе Сержень-Юрт, представляет собой не что иное, как лагерь подготовки боевиков. Инструктор по имени Ибрагим учил новобранцев обращению с оружием. Другие арабские наставники проводили их идеологическую обработку, не столько разъясняя ученикам суры Корана, сколько усиленно привнося в их не обремененные лишними знаниями головы идеи джихада - священной войны с неверными. Впрочем, у некоторых прибывших на обучение ногайцев все же хватило здравого смысла, и они тайком покинули лагерь, поспешив вернуться домой.
Нариман Отепов остался. Ему было присвоено арабское имя Абу-Ваххаб, позже он был включен в группу «фаготчиков» -- тех, кто обслуживает переносной ракетный комплекс "Фагот".
"Ночью 6 августа нас посадили в "КамАЗы" и куда-то повезли, --рассказывал на суде Отепов. -- Перед этим наш командир Кельдымуратов выдал нам камуфляж, обувь и оружие. Ближе к утру мы высадились в какой-то местности, покрытой холмами и оврагами. Совсем рядом были слышны звуки стрельбы и взрывов. Кто-то сказал, что мы находимся на территории Дагестана. Еще нам говорили, что Шамиль Басаев вступил в какие-то переговоры и если они не увенчаются успехом, то будет война".
В тот же день вместе с узбеком по имени Мухаммед они установили на холме "Фагот", из которого велся огонь по авиации. В целом же в задачу отряда из 15 человек под командованием некоего Абу-Джихада, в который вошел и «фаготчик» Отепов, входила охрана проселочной дороги возле одного из захваченных боевиками населенных пунктов. По приказанию все того же Абу-Джихада Отепов занялся подвозкой снарядов и мин к позициям боевиков, ведущих бои с федеральными силами.
"Потом начались бомбежки, мы от них спасались в ближайшей мечети. А когда все вокруг было разрушено, мы вернулись в Сержень-Юрт. Вскоре и там начали бомбить. Мы решили уходить, вернулись в Нефтекумский район Ставропольского края, где скрывались некоторое время, а потом я решил вернуться домой", -- рассказал он.
С повинной в прокуратуру боевик не пошел, надеясь спокойно отсидеться в родном селе. Когда сотрудники правоохранительных органов начали задерживать «ветеранов ногайского батальона» и пришло известие о гибели их командира Кельдымуратова, Нариман Отепов с семьей перебрался в ногайское село Канглы, расположенное неподалеку от Минеральных Вод. 18 декабря прошлого года там его и задержали сотрудники ФСБ.
Рассмотрев материалы дела, опросив свидетелей и изучив данные многочисленных экспертиз, Верховный суд Дагестана приговорил Наримана Отепова к 11 годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима.
"Вы же понимаете, Отепов, что по этим статьям вам грозило до 20 лет лишения свободы, - заметил председательствовавший на процессе Ата Атаев, -- но, учитывая ваше чистосердечное раскаяние в содеянном и то, что вы ничего не скрывали, суд счел возможным установить вам меру наказания "ниже низшего".
"Я понимаю", -- убитым голосом проговорил подсудимый, после чего был выведен из зала суда конвоем.
СПРАВКА
По данным правоохранительных органов, в «ногайском батальоне» воевали около ста жителей Ставропольского края. Точное количество погибших в ходе боевых действий до сих пор не выяснено. 20 человек после «похода на Дагестан» с тяжелыми ранениями вернулись домой, где и сдались властям. Иные, подобно Нариману Отепову, пытаются скрываться, но некоторые продолжают джихад.
Источник: сайт www.gzt.ru
ссылка: http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=35050000000006337