9 мая. И вновь начинается шум вокруг «борьбы с фашизмом». Что такое фашизм, и почему выбрано это слово, а не нацизм или национал-социализм, большинство ответить не в силах. Особенно среди жителей Российской Федерации. Просто есть «мы — хорошие» и все «кто против нас» - плохие. Почему так? А ведь «деды воевали». Вот это слово заставило вновь задуматься над спецификой восприятия дат и истории.
Расскажу о простом случае и простом старике, которого когда-то случайно встретил.
Дед Степан
Во второй половине 90х свела меня судьба с интересным человеком. Дед Степан. Так мне представился бодрый такой старичок, и добавил "британский пенсионер". Хотя какой британский, его белараруским языком можно было заслушаться. Приехал этот мужчина под Лесную (такая деревня под Барановичами). Как сказал поклониться могилам. Было начало мая, приятный солнечный день. Разговорились. И между слов дед Степан упомянул как защищал Брестскую крепость. На мой вопрос и «как от немцев ушли» ответил «не от немцев — от советов». Он был ветераном защиты Крепости. Первой защиты, в сентябре 1939 года.
Именно тогда, 17-и летний Стёпа пошёл добровольцем. Защищать страну от фашистов. Не сказать, что он питал излишнее уважение к польской власти – парня за пару месяцев до войны арестовывали за распространение беларуских националистических листовок. Но агрессия есть агрессия. Степан надел шинель. Скоро выяснилось, что ему нет 18-и. И отправили парня не на фронт, а в Брестский гарнизон. Где уже 12 сентября он сооружал огоневые точки на валах крепости. Через два дня первый бой Степана: танки Гудериана пытались сходу взять город и Крепость. Остались ни с чем. Атаки продолжались ещё трое сток. В ночь с 17 на 18 основные силы защитников ушли из крепости. Прикрывать отход остался батальон под командованием «пана Вацлава» - именно так с уважением назвал своего командира дед Степан. Позже я узнал, что «пан Вацлав» — В. Радзишевский — герой защиты крепости.
Итак, батальон, изрядно потрёпанный в боях и состоящий из юнцов. Но добровольцев. Местных ребят, кому некуда отступать. Заняли позиции в форте Сикорского.. Немцы думали не долго. Пошли в атаку. Но вновь безрезультатно. Последующие дни методично утюжили форт артиллерией. А уже 22 сентября к крепости подошли части большевиков под командованием Кривошеина. Советы не немцы — с потерями не считались. И 4 дня гнали своих солдат на штурм. Безрезультатно. А потом капитан Радзишевский дал команду на прорыв. Прорвались, вынесли даже часть раненых. Дальше командир распустил солдат по домам — поблагодарил, сказал, что они сделали что могли и сейчас должны жить ради будущего. Степан вернулся в Лесную.
Потом была «коллективизация», попытка протеста и Гулаг. Деду Степану повезло. О «военном прошлом не узнали». Осудили за «выступления против колхозов». Расстрелять не успели — советы договорились с Британией о формировании армии Андерса. Дальше снова фронт. Африка, Монте-Касино, Анкона.
Спросил Деда, поедет ли он в Крепость. Получил интересный ответ «в мае нет — там шабаш». И дальше монолог о судьбах сослуживцев. Тех в ком советы «признали» бывших военнопленных арестовали сразу. Их судьба, думаю, понятна: Курапаты, Катынь, Быковня. Тех, кого не арестовали сразу вылавливали аж до начала 1941 года. Часть из них содержали в тюрьмах и лагерях. В том числе в Бресткой крепости. Здание хорошо известно. Тюрьма «на Бригитках» стала при советах изолятором для «политических». Сидели там офицеры польской армии и беларуские националисты. Охранял их известный отдельный 132-й батальон НКВД. Тюрьма была переполнена. С этим явлением НКВД боролась привычным для сего ведомства способом.
Не хотел дед Степан ехать в Брест. Оно понятно. Да и не ждали там его. Он не вписывался в официальный миф о «Великой Войне».
Миф, герои и все остальные
Вот теперь от личного примера перейду к вопросу мифов и героев. И начну с тюрьмы «на Бригитках». Итак, здание внутри Бресткой крепости. В котором находилось 680 человек (это по советским источникам на 10.06). В котором до трети камер — камеры смертников. Последнее место жительства — ведь вывозить заключённых — тратить силы. НКВД свои силы и средства берегло. «Вопрос решали» на месте.
Тюрьму немцы взяли сходу. На волю вышли чуть более 200. Среди прочих узник камеры смертников, ставший потом беларуским кардиналом, Казимир Свёнтак. Но вот странно: сидело 680, вышло в лучшем случае 250. О судьбе остальных история молчит. Для особо дотошных есть фраза «часть заключённых погибла при штурме». А чтобы не было дополнительных вопросов, ещё в 1955 году здание «на Бригитках» советская власть взорвала. Странно: руины восстанавливали, а сохранившееся здание сравняли с землёй. Сейчас там просто дикий кустарник. Экскурсоводы о факте наличия и такого объекта и вообще молчат. Зато с упоением рассказывают о геройстве бойцов 132 батальона. Мол вот они, защитники земли беларуской. Хотя... беларусов среди них не так много — 7 человек из более чем 300 (поимённый список тут).
И вот на этом месте возникает первый вопрос. Почему войска НКВД — герои? Потому что Брестскую крепость защищали? Героически. Не сомневаюсь. Но так же героически защищали войска СС города Германии. И та и другая структура основным видом деятельности имела уничтожение населения подконтрольных территорий. Естественно, не всего. Лишь тех кто по национальному (в СССР классовому) признаку был чужд. А так же инакомыслящих. Методы действия на удивление схожи. Если же говорить о масштабности, тут ещё вопрос кто больше людей на тот свет отправил. Но одни — это преступники «по умолчанию». Другие — вроде как и уважаемые ветераны, герои.
Оставим в стороне сравнение с нацистами. СС есть СС. Но вот беда, если читать российские законы, вопросы возникают и дальше. В России ветеранами ВОВ считаются в том числе и бойцы НКВД, «принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года»
К ветеранам Великой Отечественной приравнены среди прочего и:
- участники нападения на Финляндию 1939 года
- участники нападения на Польшу в 1939-м
- участники корейской войны. Это уже 50-е. Причём данные солдаты и офицеры воевали против войск контингента ООН
- участники агрессии в Венгрию в 1956 году
Ну и ещё ряд категорий.
Поговорим об участниках Великой Отечественной. Термин «Вторая Мировая» в России как-то не особо любят использовать. Что не удивительно.
- Финская война, за развязывание которой СССР выкинули из Лиги наций — вторая мировая.
- Польская кампания, закончившаяся совместным штурмом брестской крепости и совместным же парадом частей вермахта и РККА в Бресте — тоже вторая мировая.
С этими кампаниями «как-то неудобно». Особенно если думать кто на чьей стороне выступал. А вот «Ветераны Великой Отечественной» - без сомнения борцы с фашизмом. А упомянутый дед Степан — не ветеран ВОВ. И не борец с фашизмом. Более того, если отталкиваться от российского подхода, неизвестно кто он. Борцы с фашизмом боролись против фашизма. «Масло масленое». Но в таком случае кем являются те, кто воевал против «борцов с фашизмом»?
- Дед Степан и другие защитники Брестской крепости в 1939-м. Которые отбивали и немецкие и советские атаки?
- Участники антисоветского подполья в Беларуси и Украине, которые воевали против «борцов с фашизмом»
- Миротворческий контингент ООН в Корее. Они ведь тоже воевали против «борцов с фашизмом»
- Восставшие в 1956 году венгры, на которых обрушилась вся мощь армии борцов с фашизмом?
Неприятные вопросы. Особенно в мае-июне каждого года. Они и будут неприятными до тех пор, пока история будет использоваться как политический инструмент. Ведь там где есть «необходимость момента» нет места объективности. И это стоит помнить. Память про всё без идеологического налёта учит. В том числе не повторять мерзости и ужасов из прошлого. Политика под личиной памяти подначивает «давай ещё!». Последнее страшно. Ведь это означает, что никаких уроков истории не усвоили.
А ещё недавно мне на глаза попалась очень простая картинка (Автор - Александр Широков). Вдумайтесь в лозунги.
Их разница говорит лучше десятков таких текстов.
Сегодня я очень жалею, что не записал фамилию Деда Степана. Что не расспрашивал его больше: о людях, их судьбах. Ведь главное — это человек. Что он думает, что делает. И спасибо надо говорить не «массам» а конкретным мужчине и женщине. Спасибо надо говорить не только к праздникам. И, говоря спасибо нужно слушать и слышать — это зачастую дороже многих благодарностей. Да и полезно для себя.
Игорь Тышкевич