Logo

Прокуратура Нефтекумского района разъясняет законодательство

Информационные сообщения прокуратуры Нефтекумского района Разъяснение законодательства Российской Федерации

С 1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за нарушение прав граждан и организаций на информацию о деятельности государственных органов.
Так, неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до трёх тысяч рублей.
Установлена ответственность за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления, а также за неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, когда обязанность по размещению данной информации предписана федеральными законом.
Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, - повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей.
Рассмотрение дел данной категории отнесено к компетенции судей, а возбуждение дел – к компетенции прокурора.


Вступил в силу Закон, установивший право участников гражданского или уголовного процесса на денежную компенсацию в случае чрезмерного затягивания процесса

04.05.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" согласно которому обратиться с заявлением о присуждении компенсации в вышестоящий суд могут истцы, ответчики, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в денежной форме.
Размер компенсации определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Заявление о присуждении компенсации может быть подано в суд, арбитражный суд:
1) в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение;
2) до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение, в случае, если продолжительность рассмотрения данного дела превысила три года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд:
- в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство;
- в случае установления подозреваемого или обвиняемого заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано до прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда, если продолжительность производства по уголовному делу превысила четыре года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.


Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

20.03.2010 Федеральным законом № 11-ФЗ от 15.02.2010 внесены изменения в статью 29 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.


О праве на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения граждан из числа инвалидов, проживающих в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности

Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд -совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, – к муниципальному жилищному фонду.
Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию.
Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.


Об изменениях в законодательстве о государственных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Федеральным Законом № 315-ФЗ от 17.12.2010, с 01.01.2010 за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в образовательных учреждениях (пункт 3 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ).
Указанные меры социальной поддержки предоставляются помимо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также и обучающимся, потерявшими в период обучения обоих или единственного родителя.
При этом надо иметь в виду, что меры социальной поддержки предоставляются указанным лицам при одновременно соблюдении следующих условий:
а) при получении начального или среднего профессионального образования только в государственных образовательных учреждениях, а высшего профессионального образования – в государственных или муниципальных образовательных учреждениях;
б) при обучении по очной форме.
 

Материнский капитал не подлежит разделу как совместно нажитое имущество при разводе между супругами

В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации - имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К такому имуществу относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругой внесены денежные средства. Право на общее имущество супругой принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал определен как средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным Федеральным законом, а именно на:
улучшение жилищных условий семьи;
1)    получение образования ребенком (детьми);
2)    формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ.
Соответственно, материнский капитал имеет специальное целевое назначение и разделу при расторжении между супругами брака не подлежит.


О плате за капитальный ремонт

Жилищный кодекс Российской Федерации возлагает бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме на собственника помещения.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Несмотря на законодательное закрепление момента, с которого собственник обязан вносить плату за капитальный ремонт, многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются жильцы, связаны с правовыми основаниями установления платы за капитальный ремонт для собственников конкретного дома, которые зависят от способа управления многоквартирным домом.
Так, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В случае обслуживания многоквартирного дома управляющей компанией размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 и ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Взимание платы за капитальный ремонт управляющими компаниями в отсутствие такого решения является неправомерным.
При непосредственном управлении  в многоквартирном доме размер платы за капитальный ремонт принимается на общем собрании собственников помещений.
В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом размер платы за капитальный ремонт устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома.
В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ в письме от 05.03.2009 № 6091-АД/14 установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления не допускается для многоквартирных домов:
а) собственники помещений, в которых не приняли на их общем собрании решения о проведении капитального ремонта многоквартирных домов;
б) в отношении которых органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 не проводились открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами или в указанном в конкурсной документации перечне обязательных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса, отсутствуют работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
До введения в действие Жилищного кодекса РФ плата за капитальный ремонт входила в структуру платежей собственника вне зависимости от сроков проведения капитального ремонта и реальной стоимости выполненных работ.
Действующее жилищное законодательство исходит из того, что затраты на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме должны определяться индивидуально для каждого дома.


Берете потребительский кредит – будьте внимательны!

Потребительский кредит - новое явление в экономической и правовой жизни России, представляющее собой предоставление кредитными организациями денежных средств физическим лицам на покупку товаров или услуг, направленных для удовлетворения личных потребностей лица.
Целью потребительского кредита является приобретение товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, кредиты на неотложные нужды, для приобретения транспортных средств, дорогостоящих предметов домашнего обихода, на хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги, на образование, ипотечные кредиты).
Особенностью потребительского кредитования является распространение на него Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливающего дополнительные гарантии для заемщиков - потребителей.
Учитывая возникающие на практике вопросы, связанные с потребительским кредитованием, хотелось бы остановиться на наиболее важных моментах.
Договор потребительского кредита заключается в письменной форме с указанием обязательных условий о размере выдаваемого кредита и сроке его возврата.
Установление кредитным договором ограничения на проведение финансовых операций по расчетным счетам заемщика, открытым в других банках, является недействительным.
Являются нарушениями Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- устанавливаемые банком ограничения права заемщика на заключение сделок по получению кредитов, предоставлению залога и поручительства без уведомления (согласия) банка;
- односторонний отказ банка от исполнения кредитного договора;
- взыскание банком комиссии за обслуживание кредита;
- навязывание потребителю обязанности по заключению договора страхования жизни и трудоспособности заемщика;
- бесспорное распоряжение банком денежными средствами клиента на любых его счетах при досрочном истребовании возврата кредита и уплаты процентов по нему;
- навязывание банком потребителю услуги по открытию и ведению ссудного счета в связи с предоставлением кредита, его последующая оплата;
- взыскание комиссии за снятие наличных денежных средств в банкоматах и кассах банка и за безналичное перечисление денежных средств при получении и возврате кредита;
- взимание банком штрафа в случае отказа заемщика от получения кредита;
- изменение банком в одностороннем порядке очередности погашения однородных обязательств гражданина перед банком;
- досрочное истребование банком суммы займа у гражданина, за исключением случаев, установленных законом;
- отсутствие в заявлении на предоставление кредита информации о полной сумме, подлежащей выплате потребителем;
Банки не имеют права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. В последнем случае банк должен этому предоставить экономическое обоснование.
В некоторых регионах существует судебная практика, в соответствии с которой установление нового размера процентной ставки возможно только путем внесения соответствующих изменений в кредитный договор.
Не будет нарушением прав потребителей:
- на получение необходимой и достоверной информации в случае изменения банком в одностороннем порядке даты и суммы платежей по кредитному договору;
- указанием в кредитном договоре условий о страховании потребителем предмета залога по кредиту без указания конкретного страховщика, за исключением случаев включения в договор условий, указывающих на конкретного или рекомендованного банком страховщика;
- раскрытие банком информации о потребителе при совершении уступки права требования по кредитному договору;
- включение в кредитный договор условий об изменении альтернативной подсудности разрешения спора, поскольку потребитель вправе предъявить соответствующий иск в суд общей юрисдикции как по месту своего жительства или пребывания, так и по месту заключения или исполнения договора, независимо от условий договора.
При заключении потребительского кредитного договора следует внимательно знакомиться с его содержанием, исходить из реальной возможности погашения денежных обязательств по кредиту, при возникновении сомнений за консультацией обращаться к соответствующим специалистам и юристам.
 
                                   
К сведению юридических лиц – потребителей: в каких случаях энергоснабжающая организация может прекратить поставку энергии?

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Одним из таких случаев является установленный законом перечень  оснований, по которым энергоснабжающая организация вправе прекратить подачу энергии абоненту.
Так, в силу положений ст. 546 и п. 3 ст. 523 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация вправе ограничить режим подачи энергии:
1) в целях предотвращения или ликвидации аварии;
2) в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создают угрозу жизни и здоровью граждан;
3) при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательств по оплате энергии.
Более того, для отдельных категорий потребителей Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа при нарушении ими обязательств по оплате. Данный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основных подъемных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена.
Таким образом, основания для прекращения подачи тепловой энергии абоненту установлены законодательством, Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон.
Включение в договор энергоснабжения условий о праве энергоснабжающей организации прекратить подачу энергии во всех иных случаях, например, в случае самовольного подключения к теплосети сторонних потребителей, новых установок; загрязнения абонентом сетевой воды; отсутствия подготовленного персонала для обслуживания систем теплопотребления; недопущения представителей энергоснабжающей организации к системам теплопотребления; ввода в эксплуатацию систем теплопотребления без участия представителя энергоснабжающей организации, и т.п., незаконно, и в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ такие условия являются недействительными (ничтожными).
 
 
Отношения в сфере организации охоты впервые урегулированы отдельным федеральным законом
  
С 01.04.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте).
Указанный закон является базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Законодатель подразделяет охотничьи угодья на 2 категории – закрепленные и общедоступные. Первые используются юридическими лицами индивидуальными предпринимателями на установленных законом основаниях (промысловая охота), а к общедоступным отнесены угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.
Статьей 20 Закона об охоте охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. При этом сохраняется общее требование о наличии у охотников охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.
Помимо сведений об охотниках, государственный охотхозяйственный реестр будет содержать документированную информацию об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Одним из новшеств является введение охотхозяйственных соглашений, заключаемых с хозяйствующими субъектами на долгосрочной основе (от 20 до 49 лет) в целях привлечения инвестиций. Согласно данным соглашениям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получая право аренды земельного или лесного участка на срок действия соглашения и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры (ст. 27 Закона об охоте).
Охотхозяйственные соглашения будут заключаться по результатам аукционов, организатором которых выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заключив охотхозяйственное соглашение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает право выдачи физическим лицам разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Подобные разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях будут предоставляться органами исполнительной власти республики.
Законом прямо установлено, что незаконно добытые охотничьи ресурсы и продукция охоты, а также транспортные средства и орудия незаконной добычи охотничьих ресурсов, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации с последующей реализацией или уничтожением, если физическое состояние охотничьих ресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания.
Следует отметить, что одновременно расширены основания привлечения к уголовной ответственности за нарушение законодательства об охоте. Если ранее уголовные дела по п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ возбуждались по фактам незаконной охоты на территории заповедника, заказника, то теперь подобные действия будут квалифицироваться как уголовно-наказуемые деяния в случае совершения их на любой особо охраняемой природной территории (национальные, природные парки и др.).
 

18.04.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 5.04.2010 № 56-ФЗ "О внесении изменения в статью 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (опубликован в Российской газете от 07.04.2010)

Данным Федеральным законом устранен пробел в уголовно-исполнительном законодательстве, который в определенной мере влиял на нормальное функционирование следственных изоляторов и осложнял работу сотрудников администрации учреждений.
По различным причинам ежегодно увеличивается количество лиц, осужденных к лишению свободы, которые после вступления приговора в законную силу оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве на основании ст. 77-1 УИК РФ.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» предоставляет начальнику СИЗО применение мер взыскания за невыполнение установленных обязанностей только в отношении подозреваемых и обвиняемых. Порядок применения мер взыскания в отношении осужденных за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован Уголовно-исполнительным кодексом РФ, в соответствии с которым такое право предоставлено начальнику исправительного учреждения и начальнику отряда.
Тем самым возникла ситуация, когда Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» на администрацию СИЗО возлагалось обеспечение режимных требований в учреждении и в то же время начальник СИЗО был лишен права применения мер взыскания в отношении содержащихся в учреждении осужденных, допускающих нарушения установленного порядка отбывания наказания. С учетом того, что отдельные осужденные к лишению свободы содержатся в СИЗО месяцами и к тому же зачастую не отличаются примерным поведением.
Часть первая ст. 74 УИК РФ в старой редакции предоставляла следственным изоляторам возможность исполнения функции исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. 
Федеральный закон от 05.04.2010 № 56-ФЗ «О внесении изменения в ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» дополнил категорию осужденных, в отношении которых следственный изолятор исполняет функции исправительного учреждения. Это осужденные, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания; осужденные, перемещаемые из одного места отбывания наказания в другое; осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в следственный изолятор в порядке, предусмотренном ст. 77-1 УИК РФ.
Это означает, что начальник СИЗО, руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом РФ, может применять меры взыскания или поощрения и в отношении указанных категорий осужденных.
В то же время  администрация СИЗО должна исполнять все положения уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных, перечисленных в ч. 1 ст. 74 УИК. В том числе права на свидания, телефонные переговоры, получение передач и т.д.
При этом  следует учесть, что 18.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и ст. 22 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (опубликован в «Российской газете» от 07.04.2010).
Данным законом в часть третью ст. 77-1 УИК РФ внесены изменения, касающиеся порядка предоставления свиданий осужденным, оставленным в СИЗО или переведенным в СИЗО из исправительных учреждений. Старая редакция данной нормы предусматривала замену права осужденных на длительные свидания и права несовершеннолетних осужденных на краткосрочные свидания с выходом за пределы воспитательного учреждения правом на телефонный разговор. Новая редакция более детально регламентирует осуществление права на свидание указанных осужденных. Так, право на свидание осужденных, привлекаемых к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого, должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений». А права осужденных, привлекаемых к участию в уголовном деле в качестве свидетеля или потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор.
 

Об ответственности за использование товарного знака без разрешения правообладателя

Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и наименования места происхождения товаров в Российской Федерации с 01.01.2008 определяется положениями, содержащимися в гл. 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ. Товарный знак и знак обслуживания - обозначения (словесные, изобразительные, объемные и др.), служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (ст. 1477 ГК РФ).
Правовая охрана товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара осуществляется на основании их регистрации в установленном порядке (ст. 1480 и 1518 ГК РФ). На зарегистрированные знаки и наименования места происхождения товара выдается свидетельство на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое удостоверяет исключительное право его владельца на данный знак (наименование) в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.
Правообладатель имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком (наименованием места происхождения товара), а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак или знак обслуживания, а также наименование места происхождения товара без разрешения правообладателя.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ за незаконное использование чужого товарного знака или других средств индивидуализации наступает только в тех случаях, когда это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ являются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (как зарегистрированной, так и не зарегистрированной), а также руководители организаций, принимавшие решение о незаконном пользовании чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара или предупредительной маркировкой.
Неоднократность по смыслу ч. 1 ст. 180 УК РФ предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. (При этом может иметь место как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара).
Пункт 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.04.2007 № 1 разъясняет понятие крупного ущерба применительно к ч. 1 ст. 146, ст. ст. 147 и 180 УК РФ, который составляет 250 тыс. руб., что не противоречит пункту 15 постановления.
Пунктом 25 постановления разъяснено, что при отсутствии признаков неоднократности либо крупного ущерба, действия виновного лица (при условии, что это граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители и другие лица, осуществляющие управленческие функции в организациях, а также юридические лица) могут квалифицироваться по ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, что также не противоречит пункту 15 постановления.
 

С 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Законом определены основные понятия и принципы торговой деятельности в Российской Федерации, компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере правоотношений.
Так, согласно Закону торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. При этом Закон не распространяет свое действие на: внешнеторговую деятельность; торговлю на товарных биржах; деятельность по продаже товаров на розничных рынках; куплю-продажу ценных бумаг и объектов недвижимости.
Законом установлено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению,  антимонопольного регулирования и информационного обеспечения, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Законодательный акт предусматривает систему мер, направленных на прекращение недобросовестной практики в сфере торговли продовольственными товарами, защиту субъектов предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность, и покупателей.
Законом, в частности, определено, что Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен вправе временно устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории одного или нескольких субъектов РФ в случае, если рост розничных цен на данные товары в течение 30 календарных дней подряд составит 30 и более процентов.
Кроме того, Закон регламентирует порядок размещения торговых объектов, в том числе нестационарных, устанавливает требования к организации ярмарок и продажи товаров на них


Государственной Думой РФ принят новый Федеральный закон, регулирующий обращение лекарственных средств (вступает в силу с 01.09.2010)

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» более подробно регулирует отношения, связанные с обращением лекарственных средств (разработку, доклинические и клинические исследования, экспертизу, государственную регистрацию, в том числе ее отмену, ввоз, вывоз и реализацию лекарственных средств и др.), чем ныне действующий Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ.
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ, в частности, устанавливает  положения об экспертизах, предшествующих регистрации лекарственных препаратов, в т.ч. вводит понятие «этической экспертизы» возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата, определяет порядок клинического исследования лекарственных препаратов для медицинского применения и права пациентов, в них участвующих.
Законом подробно урегулирована процедура государственной регистрации лекарственных препаратов, производство и маркировка лекарственных средств, вопросы осуществления фармацевтической деятельности, основания и порядок их уничтожения, ценообразование на лекарственные препараты и предоставление информации о них и др.
Уточнены полномочия Правительства РФ и полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств.
Так, к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств отнесены:
1) разработка и реализация региональных программ обеспечения населения лекарственными препаратами;
2) установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
3) осуществление контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.


© 2002-2013 Нефтекумск.Ру