Logo

Антимонопольщики уличили ставропольских нефтяников в сговоре

Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ставропольскому краю возбудило дело против ряда нефтяных компаний, заподозрив их в ценовом сговоре. Ряд компаний, среди которых оказались "дочки" "Лукойла" и "Роснефти", якобы повысили в ноябре розничные цены на бензин и дизельное топливо на 0,6 - 1,5 рубля. ФАС посчитала повышение цены необоснованным. Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ставропольскому краю возбудило дело в отношении монополистов краевого топливного рынка, сообщило УФАС. Чиновники подозревают в ценовом сговоре пять местных операторов розничного рынка нефтепродуктов: ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ЗАО «НК «Кондор», ОАО "НК «Роснефть-Ставрополье»", ОАО «Ставропольнефтепродукт» и ООО «Рокада».

Ряд компаний, среди которых оказались "дочки" "Лукойла" и "Роснефти", якобы повысили в ноябре розничные цены на бензин и дизельное топливо на 0,6 - 1,5 рубля. ФАС посчитала повышение цены необоснованным. В списке компаний - ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ЗАО НК «Кондор», ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье», ОАО «Ставропольнефтепродукт», ООО «Рокада».

В начале ноября ФАС запросила крупнейшие нефтяные компании о причинах сокращения объемов нефтепереработки. Эксперты полагают, это произошло из-за увеличения объемов экспорта нефтепродуктов и остановки сразу нескольких НПЗ на профилактику. По данным Росстата, за одну неделю ноября оптовики сократили продажу бензина на 6,7 процента, а его запасы уменьшились на 4,2 процента.

Нехватка топлива на НПЗ уже стала причиной роста оптовых цен на бензин. По мнению участников рынка, на заправках стоимость топлива также вырастет на 15-20 процентов.

«Ставропольнефтепродукт» раньше принадлежал ЮКОСу, но этим летом в числе других активов опальной компании был куплен «Роснефтью», а «Кондор» и «Рокада», как пояснил «Ведомостям» начальник УФАС Владимир Рохмистров, находятся в стадии поглощения соответственно «Лукойлом» и «Роснефтью», так что дело касается исключительно этих двух компаний. По оценке чиновника, «Роснефть» в регионе контролирует немногим более 35% розничного рынка, а «Лукойл» — остальное.

По сообщению ФАС, эти компании во второй и третьей декадах ноября 2007 г. повысили розничные цены на бензины марок А-76, -92, -95 и дизельное топливо в среднем на 0,6-1,5 руб./л в зависимости от вида топлива. По этой причине Ставропольское УФАС усматривает в действиях «бензиновых магнатов» картельный ценовой сговор, направленный на необоснованное повышение цен, и намерено провести антимонопольное расследование. Рассмотрение дела назначено на 12 декабря.

В нефтяных холдингах возможность согласованных действий категорически отрицают, сообщают "Ведомости". «Мировые цены на нефть постоянно растут, а вслед за ними растет и налоговая нагрузка на нефтяные компании, — объясняет представитель “Лукойла” Геннадий Красовский. — Соответственно, увеличиваются и затраты НПЗ, в частности, на закупку нефти, а это двигает вверх и цены на нефтепродукты». Собеседник «Ведомостей» подчеркивает, что эти изменения происходят одновременно для всех компаний, поэтому нет ничего удивительного в том, что они синхронно поднимают цены. Руководитель пресс-службы «Роснефти» Николай Манвелов утверждает, что в своей ценовой политике компания руководствуется исключительно рыночной конъюнктурой и, как законопослушная компания, ни к каким сговорам причастна быть не может.

Ставропольское УФАС уже набило руку на подобных делах в отношении нефтяников. Как рассказывает Рохмистров, еще в 2002 г. аналогичные претензии были предъявлены предприятиям «Лукойла» и ЮКОСа. Они тогда выполнили выданные им предписания о прекращении нарушения закона. В 2004 г. к этим двум компаниям добавилась «Роснефть». Последняя сразу же выполнила предписание, говорит чиновник, а «Лукойл» и ЮКОС стали судиться. В итоге они проиграли все суды и заплатили штрафы: «Лукойл» — 500 000 руб. (максимум), «Роснефть» — 200 000 руб. Но теперь, говорит Рохмистров, если сговор будет доказан, нарушителей ждут более серьезные санкции: с апреля этого года штрафы по новому закону могут достигать 4% от годового оборота компаний. По его оценке, в данном случае речь идет о «десятках миллионов долларов». В утешение нефтяникам он отмечает, что сейчас, пока эта новая норма еще не обкатана на практике, методика, изданная ФАС, рекомендует делить такие большие штрафы на 15.

 

© 2002-2013 Нефтекумск.Ру